Вечерняя Казань / № 159 (3101) / Горячие материалы / Круговорот ртути в природе
Занимательная физика
Круговорот ртути в природе
- Ой, мам, смотри, какие шарики! - закричала семиклассница Юля с кухни, удивленная результатами своего опыта по физике.
- Да это не шарики, а пузырьки воздуха, сейчас они исчезнут, - ответила мама Юле и продолжила смотреть сериал.
- Да нет же, мам, шарики, сейчас я их выловлю из воды и тебе принесу.
Как вам такой результат, Александр Анатольевич? |
- Сначала я подумала, может, это опыт какой-то хитрый и ртуть появилась в воде уже в процессе эксперимента, - рассказала нам вчера Роза Соломатенко о событиях среды, когда Юля ставила свой опыт. - Но опыт заключался всего лишь в том, что нужно было налить в стакан холодную воду, измерить ее объем, затем нагреть стакан на водяной бане и снова измерить объем, в общем, доказать, что при нагревании тела расширяются... Значит, ртуть могла попасть в стакан только из крана, вместе с водой!
Сделав это страшное открытие в среду около пяти вечера, Соломатенко, проживающие в доме № 2 по улице Зорге, сочли своим долгом предупредить ближайших соседей: "Из крана ртуть течет!". Получив предупреждение и увидев собственными глазами стакан с водой и плавающей в ней ртутью, бывшая учительница, а ныне пенсионерка Нина Егорова вчера утром принялась названивать по инстанциям: дескать, примите меры. Но из инстанций на Зорге, 2 вчера, по крайней мере раньше нас, никто не приехал.
- Вот смотрите, я все номера телефонов записала, - продемонстрировала нам Нина Федоровна длинный список. - С этого номера меня послали вот на этот, с этого - на тот, отсюда - туда, а потом снова сюда. В конце концов мы решили журналистов позвать.
После того как увидели ртуть своими глазами (Соломатенко перелили ее вместе с водой в баночку, баночку закрыли крышечкой и вынесли на балкон - от греха подальше!), мы вместе с Розой Соломатенко отправились в школу, где Юля как раз докладывала учителю физики о результатах проведенного опыта.
- Такого результата, как у нее, в классе больше ни у кого не оказалось, - сообщил нам после урока потрясенный преподаватель физики, он же директор школы-лицея № 83 Александр Яшин. - Вернее, объем-то воды у Юли увеличился, как ему и положено, но чтобы в стакане оказалась ртуть!.. Вообще-то все физические опыты, которые ученики проводят в школе и дома, совершенно безопасны - никакого газа, никакого электричества! Бывает, конечно, что во время опытов разбиваются чашки, стаканы, ломаются секундомеры, но появления ртути я никак не ожидал.
После того как теперь уже сама Юля Соломатенко рассказала нам во всех подробностях про свой опыт (теперь у нее проснулся такой интерес к физике, не иначе вторая Мария Кюри вырастет!), она отправилась на очередной урок. Мама Юли пошла домой готовить обед: "Пьем мы фильтрованную воду, но теперь я, даже когда посуду мою, смотрю, нет ли в воде ртути". Ну а мы стали выяснять, как ТАКОЕ могло случиться.
- Никак не могло, это исключено абсолютно, - заверила нас заведующая базовой лабораторией МУП "Водоканал" Фирдоус Фатыхова. - Уж если ртуть в воде увидели жильцы, ее бы заметили и специалисты на Волжском водозаборе, причем гораздо раньше. Но даже если допустить, что ртуть действительно каким-то загадочным образом попала в водопровод, как объяснить, что она "потекла" из крана только в одной квартире, а не во всем доме? Ведь водовод у нас общий. Думаю, объяснение этому случаю простое: ртуть была в стакане до того, как туда налили воду. Помню, как одни жильцы возмущались, что у них из крана вода льется с червяками. Стали разбираться, оказалось, что червяки у них завелись в тазу, в котором они чистили рыбу, и сразу его не помыли, потом подставили тазик под кран...
Доказать, что ртуть появилась в стакане не "до", а "после" того, как Юля налила туда воды, пожалуй, невозможно. Но на одном научно-познавательном сайте я вчера прочитал статью про распространенность ртути в природе. Цитирую:
"Распределение и миграция ртути в окружающей среде осуществляются в виде круговоротов двух типов. Во-первых, глобального круговорота, включающего циркуляцию паров ртути от наземных источников в Мировой океан и наоборот. Во-вторых, локального круговорота, основанного на процессах метилирования неорганической ртути, поступающей из техногенных источников. Многие этапы локального круговорота еще недостаточно изучены... Поступающие в окружающую среду из природных и техногенных источников ртуть и ее соединения подвергаются в ней различным преобразованиям. Неорганические формы ртути претерпевают преобразования в результате окислительно-восстановительных процессов. Пары ртути окисляются в воде в присутствии кислорода и превращаются в неорганическую ртуть, чему в значительной мере способствуют присутствующие в воде органические загрязнения..."
Вот такая вот ерунда. И думай теперь, пить воду или не пить?
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Ольга МАЧНЕВА