Вечерняя Казань / № 167 (3109) / Горячие материалы / Цена врачебной ошибки - ампутация

Ужасы нашего городка

Цена врачебной ошибки - ампутация

В этой истории удивительно почти все. Врач "скорой", который должен спасать тех, к кому приезжает по вызову, не сделал этого, и в результате человек остался без ноги. Инвалид выиграл суд против медиков и городского финансового управления. Сумма, которую присудил суд в качестве возмещения вреда здоровью и компенсации морального вреда, составила почти 1 миллион рублей. А адвокат, выигравший суд, за три года участия в этом процессе не получил ни копейки. Неудивительно только то, что ответчики не спешат исполнять решение суда, вступившее в законную силу полгода назад.

Все началось в 7 часов утра в субботу, 5 января 2002 года. У 46-летнего Сергея Глазунова разболелась правая нога, настолько сильно, что, посоветовавшись с женой, он решил вызвать "скорую". Приехавший по вызову врач Александр Пахомов осмотрел больного и, поставив диагноз "люмбоишалгия", решил, что госпитализация Глазунову не требуется. И уехал.

Нога болела все сильнее и сильнее, и жена Глазунова Надежда позвала соседку, работавшую медсестрой в поликлинике. Та осмотрела ногу Сергея и заподозрила у него тромбоз правой бедренной артерии, при котором спасти ногу от ампутации можно только в случае немедленной госпитализации. И снова вызвала "скорую". Но старший дежурный врач городской станции скорой медицинской помощи Жанна Голованова этот вызов не приняла. Хотя причина отказа в журнале отказов в приеме вызовов не отмечена, но, по-видимому, Голованова ориентировалась на диагноз, поставленный Пахомовым. Мало ли у кого нога болит, сходит в понедельник в поликлинику на прием к хирургу, и тот назначит ему лечение. Таким образом, последний шанс спасти Глазунову ногу был упущен.

Но он об этом еще не знал, и в очередной раз супруги вызвали "скорую" в половине первого дня. На этот раз вызов приняли, но бригада в составе фельдшеров Т. Батмановой и Ф. Ивановой приехала в 17.44, через 5 часов 13 минут. А за четверть часа до этого у больного побывал дежурный врач городской поликлиники № 5 В. Логинов, подтвердивший диагноз Пахомова с небольшим дополнением: "Остеохондроз. Спазм сосудов нижних конечностей". Ту же самую "люмбоишалгию справа" диагностировали у Глазунова Батманова и Иванова, не оставив его ноге даже теоретических шансов на выживание.

И только пятый медик, осмотревший ногу Глазунова, поставил диагноз "острый флебит правой нижней конечности. Острый тромбоз?". Это сделал участковый врач-терапевт 5-й городской поликлиники с говорящей фамилией Врачев. Ноги он больному уже не спас, но, очевидно, спас жизнь, приняв решение немедленно направить его в хирургическое отделение 13-й горбольницы (госпиталь для ветеранов войны города Казани). Но и в этом ему едва не помешали. Перевозочная бригада скорой помощи, вызванная им в 13 часов 50 минут 6 января, приехала только спустя 5 часов 15 минут.

Профессор, осмотревший больного в хирургическом отделении госпиталя для ветеранов войны, характерным жестом хлопнул себя посредине правого бедра. Понятно без слов - ампутация.

- Я тогда им сказал, что ногу резать не дам, - вспоминает Сергей Глазунов. - Делайте что хотите, ставьте на мне любые эксперименты, но ногу оставьте.

- Было бы тебе больше восьмидесяти, я бы и спрашивать тебя не стал, - заметил на это профессор, но настаивать не стал.

Консервативная терапия, с помощью которой врачи пытались спасти ногу Глазунова, как и предрекал профессор, оказалась безуспешной. Ногу ампутировали 10 января.

Спустя три года, 24 февраля 2005 года, судья Ново-Савиновского районного суда Юлия Мочалова вынесла такое решение. Обязать МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани" и МУЗ "Городская поликлиника № 5" в долевом порядке в равных частях выплачивать Глазунову С.М. в возмещение вреда здоровью 4098 рублей ежемесячно начиная с 1 апреля 2002 года. Взыскать с них в его пользу в счет компенсации морального вреда 60 тысяч рублей в долевом порядке в равных частях. При недостаточности средств взыскать эти деньги с финансового управления при администрации города Казани.

Решение суда вступило в законную силу более полугода назад, но все, что есть сегодня на руках у адвоката Константина Егорова, представляющего интересы Сергея Глазунова, это четыре исполнительных листа, по которым пока не удалось получить ни копейки. От Станции скорой медицинской помощи и 5-й поликлиники судебные приставы ничего получить не смогли. Значит, отвечать за медиков согласно решению суда должно городское финансовое управление. Что деньги там есть, сомневаться не приходится, вот только отдавать их, похоже, никто не собирается. Лишь для того, чтобы получить сведения о банковских счетах горфинуправления, адвокату Егорову пришлось судиться. И он снова выиграл. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по РТ № 14 представить ему сведения о счетах, на которых хранится городская казна. Теперь исполнительные листы отправятся в банк, но это еще не конец истории.

По словам Егорова, со дня на день должно быть возбуждено уголовное дело против Александра Пахомова, того самого, который первым поставил Сергею Глазунову неправильный диагноз. Казалось бы, надо только радоваться, что зло будет наказано. Но не все так просто. Если в отношении врача Пахомова будет вынесен оправдательный приговор, это может послужить основанием для пересмотра решения Ново-Савиновского райсуда о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда Сергею Глазунову, пострадавшему от медицины. Похоже, что юристы у казанских медиков тоже не зря едят свой хлеб.

Евгений АКСЕНОВ