Вечерняя Казань / № 175 (3117) / Горячие материалы / Уберите пути, дайте иномарке пройти!

Куда ушел трамвай

Уберите пути, дайте иномарке пройти!

Не угодил властям казанский трамвай. Экологически чистый вид транспорта буквально выталкивают из города. На волне подготовки к 1000-летию демонтировали пути на улицах Островского и Газовой, ликвидировали четвертый, шестой и восемнадцатый трамвайные маршруты и закрыли крупное депо № 2. Уже не первый год чиновники из ГИБДД предлагают убрать рельсы на Карла Маркса, Бутлерова и Волкова, по которым ходят популярные у горожан пятый и второй трамвайные маршруты.

Аргументы чиновников железные: из-за трамвайных путей в центре города снижается пропускная способность автомобилей, на дорогах создаются пробки. Да и нерентабельный этот вид транспорта, пора освободить дороги для машин и автобусов.

"Трамвайные войны" разворачиваются и в других городах. Эксперты Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАПГЭТ) вынуждены были обратиться с открытым письмом к главам российских регионов. Они предупреждают, что уничтожение трамвайных сетей и увеличение пассажирского автотранспорта может обернуться серьезными экологическими проблемами. Сохранят ли в Казани трамвайные маршруты, параллельно которым ходят частные автобусы и маршрутные такси?

- В свое время в европейских странах избавлялись от электротранспорта, а сейчас возвращаются к нему, потому что трамвай в отличие от автобусов и маршрутных такси не загрязняет воздух, - говорит первый заместитель генерального директора муниципального предприятия "Казгорэлектротранс" Фарит Сибгатуллин. - Во Франции, например, где большое внимание уделяется экологии, разработана программа по развитию трамвайного движения. Мы тоже пытаемся возродить движение горэлектротранспорта, у которого есть еще и другое преимущество - независимость от пробок на дорогах, поскольку трамвайные пути отделены от автомобильных магистралей. Это дает возможность соблюдать интервалы движения до 3 минут 30 секунд в часы пик и до 15 минут в вечернее время, после 19 часов. Главное, трамвайное движение в центре города сохранено. Но если будет принято решение убрать здесь рельсы, то придется отказаться и от большинства оставшихся маршрутов. Сейчас мы отслеживаем заполненность вагонов на маршрутах, чтобы регулировать движение. Есть у нас доходные маршруты - кольцевой, по которому ходят двадцатый и двадцать первый трамваи, а также второй и девятнадцатый. А чтобы сохранить убыточный и самый короткий первый маршрут, решили провести эксперимент - снизить с этого месяца стоимость месячных проездных билетов. Может, нам все-таки удастся вернуть пассажиров, которые ездят сейчас на "Газелях" и "пазиках".

Да уж, оптимизма первому заместителю гендиректора не занимать. Конечно, трамваи ходили бы быстрее, если бы не изношенность вагонов и путевого полотна. Из 158 километров рельсов (такова их протяженность) третью часть нужно обновлять. Еще хуже обстоят дела с подвижным составом: 80 процентов вагонов изношены. Но о новых рельсах и вагонах на муниципальном предприятии, имеющем кредиторскую задолженность, похоже, только мечтают. Реконструкция одного километра путей обходится как минимум в 11 миллионов рублей, а новый трамвай стоит не один миллион.

Однако из-за бюджетного недофинансирования, которое накапливалось годами, у предприятия нет средств. Раньше хоть были дотации, их, правда, не хватало на содержание электротранспорта, а в этом году - ни рубля. В комитете по транспорту рассчитывали, что в связи с монетизацией льгот все пассажиры будут платить за проезд. Но ввели единые социальные проездные билеты, по которым сейчас ездят две трети пассажиров, и выросли долги. Предприятие так и не рассчиталось полностью с энергетиками, и они вправе в любое время обесточить трамвайное движение. Есть долги по налоговым платежам и зарплате.

Во всем мире перевозки людей горэлектротранспортом - дотационные. Бюджетную помощь получают и российские города, численность населения которых превышает 1 миллион. Так, в Екатеринбурге предприятиям электротранспорта выделили из городского бюджета в этом году дотации в размере 212 миллионов рублей, в Уфе - 195, в Самаре - 60, в Челябинске - 409, в Нижнем Новгороде - 158, в Омске - 53, в Волгограде - 141 миллион рублей. Муниципалитеты некоторых городов (Нижнего Новгорода, Самары, Омска) освободили предприятия горэлектротранспорта от налогов на имущество и землю. У Казгорэлектротранса таких льгот нет. В администрации Казани, пополнившей недавно свой парк служебных машин иномарками общей стоимостью 50 миллионов рублей, утверждают, что денег на дотации нет и в будущем году вряд ли будут.

Среди городов Приволжского федерального округа Казань прославилась самой высокой платой за проезд в общественном транспорте. И очередной рост цен на билеты не исключен, ведь предприятию надо как-то сводить концы с концами.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Валентина ПАХОМОВА