Вечерняя Казань / № 193 (3135) / Горячие материалы / Послать бы того, кто это придумал, пообедать... на 28 рублей
Возвращаясь к напечатанному
Послать бы того, кто это придумал, пообедать... на 28 рублей
"Если честно, то без лекарств и продуктов, которые родные приносят из дома, нам была бы крышка", - услышали корреспонденты "ВК" в коридоре госпиталя ветеранов войны на улице Исаева. Старик в темно-зеленом японском свитере - писк моды 60-х годов прошлого века - горько улыбнулся и пошаркал вдоль стеночки к своей палате. "Стыдно..." - признался главврач госпиталя Фарид Закиров, дождавшись, пока пациент отойдет, и повел нас по своим владениям.
К моменту, когда мы с фотокором приехали в госпиталь, из 115 коек были заполнены 112, а 113-го пациента как раз оформляли. Завотделением и главврач рассуждали: "Вроде бы не совсем по профилю нам..." - "Да, но они уже где только не были, и везде одно и то же лечение и без толку, а у нас есть возможность попробовать другое..." Я слушала и не понимала, откуда у них возможность что-то пробовать - ведь в сумке у меня лежало коллективное письмо пациентов-ветеранов, которое накануне принес в редакцию инвалид Великой Отечественной войны Тан Еникеев. В нем говорилось: госпиталь хороший, персонал отличный, но ни лекарств, ни даже продуктов на полноценный завтрак, обед и ужин там нет.
Госпиталь ветеранов был создан всего шесть лет назад постановлением главы администрации Казани. В Татарстане таких госпиталей два, второй - в Набережных Челнах. Оба - городского подчинения, содержатся на средства ОМС и городского бюджета, хотя в других регионах России такие учреждения - республиканского уровня, особо подчеркнул Фарид Закиров.
Он продемонстрировал свои последние хозяйственные достижения: косметический ремонт в палатах, новые полы из мрамора в коридорах (мрамор здесь не роскошь, а насущная необходимость - полы из него гигиеничны и "вечны", тогда как линолеум за два-три года истирается до лохмотьев и требует замены). Обратил наше внимание на то, что в палатах для ветеранов есть и душ, и туалет, и даже бра висят над кроватями...
- Финансирование в пределах программы госгарантий мы получаем в полном объеме, - объяснил Закиров. - Но в плановой хирургии из стоимости одного койкодня всего 86 рублей отводится на лекарства. А нашим пациентам-хроникам с учетом сопутствующих заболеваний требуется в день втрое-вчетверо больше. И я вынужден выкраивать для одного больного препарат, без которого ему грозит ампутация, а другому объяснять, что отдал его лекарства соседу по палате.
Что из этого выходит, рассказал мне еще накануне Тан Еникеев:
- От давления мне помогает только дорогой французский препарат - упаковка стоит 500 рублей. Покупать мне не по карману, в поликлинике бесплатные рецепты выписывают. Но на то время, что лежу в госпитале, по закону рецепт не положен - считается, что в госпитале лекарство есть. А его нет. Отказаться от госпитализации не могу: запущу болезнь - ноги отрежут. Вот, ноги подлечил - выписался из хирургии больной, с давлением... И так два раза в год.
Самая дешевая упаковка актовегина (25 ампул) стоит сегодня одну тысячу шестьдесят рублей. В начале года она стоила вдвое дешевле. Хирургическому отделению казанского госпиталя ветеранов войны на день нужны две такие упаковки - в актовегине нуждается каждый пациент. Еще каждому необходимо четыре-пять наименований лекарств для лечения основного заболевания и столько же - для лечения сопутствующих. В начале года госпиталю хватало средств, чтобы купить для каждого больного один-два препарата, но теперь установленный правительством республики "тариф" не покрывает даже инъекций актовегина. Деньги, выделенные клинике на год, закончились через семь месяцев. Госпиталь уже задолжал поставщикам 2,5 миллиона рублей, и долг продолжает расти.
Закиров признался, что сам не понимает, как он исхитряется кормить пациентов завтраком, обедом и ужином на 28 рублей в день: "Я бы того, кто это придумал, послал пообедать с такой суммой в кармане и посмотрел бы, как у него это получится!". А еще он рассказал, как сумел купить для персонала необходимое количество халатов баснословно дешево - так, что выделенных ему на это средств тютелька в тютельку хватило. Халаты эти были сшиты слепыми надомниками. Белые - черными нитками. Счастье тогда привалило не только сотрудникам госпиталя, наконец получившим новую "униформу", но и слепым портным - кто ж еще у них такую продукцию купит?
На прошлой неделе на коллегии минздрава из зала прозвучал вопрос: мол, товарищ министр, скажите, как стационарам планировать свой бюджет? И с высокой трибуны ответили: по нормативам, их еще никто не отменял, в местных бюджетах для вас просто обязаны найти средства. Закиров скомандовал своей бухгалтерии: просчитайте-ка, сколько должны нам дать из бюджета согласно нормативам. Вышло - четырнадцать миллионов рублей. А дали пять.
- У нас на содержание клиник бюджет дает копейки, а основным источником сделали ОМС. До такого нигде больше в мире не додумались, - сказал мне заведующий хирургическим отделением Вячеслав Пырков. - В США такие госпитали содержатся за счет бюджетов, и это лучшие клиники страны.
Да что там Америка. В Татарстане ветераны оказались в худшем положении, чем даже в Московской области: если там на койкодень в стационаре из средств ОМС выделяется 423 рубля, то у нас, согласно республиканской программе госгарантий, - всего 257...
Инна СЕРОВА