Вечерняя Казань / № 13 (3163) / Горячие материалы / Ваша кровь может спасти чью-то жизнь

Больная тема

Ваша кровь может спасти чью-то жизнь

Всего два пакета по 250 граммов редкой крови - второй резус-отрицательной группы - осталось вчера в холодильнике Республиканской станции переливания крови. Это был запас на крайний случай - чтобы было чем спасать роженицу или ребенка... Запаса крови других групп было больше, но не намного. Кровь нынче - дефицит. Потому что в дефиците доноры.

"Два пакета оставляю
на экстренный случай.
А вот как остальные между
больницами поделить?"

- Сейчас мы заготавливаем в день препаратов крови почти в два раза меньше, чем обычно, - говорит заместитель главного врача Лилия Сибгатуллина. - На станцию переливания ежедневно приходят 50 доноров, а нужно, чтобы приходило не менее 140.

Сибгатуллина полагает, что доноров убавилось из-за рождественских каникул и крещенских морозов. Но ведь болезнь не различает будни и праздники, не выбирает удобное для нас время. Сегодня ты - донор, а завтра тебе или твоим близким может срочно потребоваться кровь. И сотрудники Республиканской станции переливания крови обращаются ко всем, кто это понимает: "Приходите, мы ждем!".

Кровь ждут клиники. Многие лечебные учреждения получают ее на станции для своих больных по потребности. Чтобы не отказывать больницам, станция работает в напряженном режиме - сотрудники организуют дни донора, выезжают на городские предприятия, в районы.

Горожане в доноры не рвутся, не соблазняют их скромные льготы и мизерная плата, а деревенские люди отзывчивее, когда в район приезжает машина со станции переливания, они дружно засучивают рукава. А когда какая-нибудь районная больница просит крови, она ее из-за дефицита вовремя может не получить.

Кстати, об отзывчивости. Заместитель главврача РКБ Айрат Фаррахов считает, что в дефиците крови отчасти виноват... наш менталитет:

- Этой проблемы во многих странах, например в США, просто нет, хотя там донорство исключительно бесплатное и медалей и званий почетных за сдачу крови не дают.

Впрочем, крови может не быть, даже если доноры есть. Потому что около 20 процентов донорской крови идет в брак: бывает, уже после того, как она сдана, выясняется, что донор, сам не зная о том, переболел гепатитом или чем-то еще, так что его кровь стала непригодной для переливания.

Как работать в условиях дефицита? У каждой больницы - свой рецепт. В РКБ, например, давно не рассчитывают на мощности станции переливания - у них есть собственная станция. Для экстренных случаев кровь там есть, а когда больного направляют на плановую операцию, он приводит с собой двух-трех доноров - кровь для него берут у родных и близких. "Так мы еженедельно заготавливаем около 80 литров крови. Люди относятся к этому с пониманием, - говорит Фаррахов. - Операции мы откладываем крайне редко, только если приходится ждать кровь очень редкой группы. А как обходятся другие клиники, я даже не знаю..."

А вот как обходятся. Когда предстоит операция или тяжелые роды, врачи предупреждают близких больного: может понадобиться кровь. И родственники едут на станцию переливания, и в ее холодильниках появляется "именная" кровь. Ее не отдадут никому другому - только тому человеку, чьи имя и фамилия значатся на пакете.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Инна СЕРОВА