Вечерняя Казань / № 15 (3165) / Субботний репортаж / Музыку "Волшебной флейты" постановщики не купировали

Вместо субботнего репортажа

Музыку "Волшебной флейты" постановщики не купировали

Все билеты проданы

Своеобразной прелюдией XXIV Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина, который откроется в Казани 11 февраля "Волшебной флейтой" Моцарта, станет премьера этой оперы. До фестиваля ее успеют "обкатать на публике" два раза - 8 и 9 февраля. Но в историю Казани войдет только 8 февраля: именно в среду в театре им. Мусы Джалиля впервые покажут последнюю оперу Моцарта.

Репетиция в самом разгаре

У руля этого очередного совместного проекта нашего театра и компании VDB (Королевство Нидерланды) - дирижер из Швеции Мика Айшенхольц и режиссер из ЮАР Андреа Ботта. Господин Ботта стал также художником-постановщиком этого спектакля.

Премьера "Волшебной флейты" состоялась в австрийском народном театре в 1791 году. С позиции сегодняшнего дня этот комедийный спектакль с дымом и грохотом был коммерческим блокбастером. На деньги с "Волшебной флейты" антрепренер Шиканедер построил новый театр и заказал скульптуру птицелова Папагено на фасаде. Моцарт же разбогатеть не успел - через два с небольшим месяца после премьеры он умер.

"Волшебная флейта" считается одной из самых трудных опер не только с вокальной точки зрения. В непростой драматургической основе одни видят полнейшее отсутствие смысла, а другие - наоборот, переизбыток. Есть версия, что просто автор либретто Эммануэль Шиканедер желал задействовать в опере всех артистов своей труппы. Только поэтому в ней так много действующих лиц и сюжетных линий, почерпнутых из сборника фантастики "Избранные сказки про фей и духов" (1786 -1789).

Режиссер Андреа Ботта, работая над "Волшебной флейтой" в Казани, сократил либретто Шиканедера - из него убраны все диалоги. Спектакль будет идти два часа, и, как надеется постановщик, за это время никому в зрительном зале скучать не придется. Одни только декорации на сцене будут меняться пятьдесят раз. Господин Ботта уверен, что от новой продукции Татарского оперного получат удовольствие не только меломаны, но и люди, любящие фантастику и интересующиеся компьютерными технологиями.

Андреа Ботта не раскрывает всех секретов своей постановки, в которой помимо артистов оперы и балета будут принимать участие профессиональные акробаты. Максимум что удалось выяснить - публика должна быть готова к эклектичным костюмам героев оперы. А поклонники творчества великого Моцарта могут не беспокоиться: музыку "Волшебной флейты" постановщики не купировали.

Кстати сказать, сегодня в России любят ставить Моцарта "с юмором". В прошлом году, к примеру, Большой театр поразил публику своей "Волшебной флейтой": в постановке Грэма Вика Царица ночи выходила на сцену из припаркованной "Волги", принц Тамино прыгал в одних лишь трусах, Папагено курил огромный косяк, а действие второго акта разворачивалось в гигантском солярии. Знатоки жизни и творчества Моцарта уверены, что современные тенденции великий композитор одобрил бы, так как известно, что сам он любил разыгрывать артистов да и похулиганить был не прочь. Говорят, когда при постановкe "Свадьбы Фигаро" режиссер не мог добиться от одной из певиц обычного женского визга, Моцарт незаметно подкрался к ней и ущипнул, отчего она визжала даже дольше, чем требовалось.

"Свадьба Фигаро" уже имеется в репертуаре театра им. Мусы Джалиля. Теперь в казанскую "моцартиану" войдет "Волшебная флейта", после премьеры которой в театре начнут работу над моцартовским "Дон Жуаном".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА