Вечерняя Казань / № 20 (3170) / Политика / Демократия встала на четыре ножки
Шире круг
Демократия встала на четыре ножки
Койки в больничных палатах сокращают, зато общественных палат все больше
Мода на Общественную палату дошла до районов. Как всегда, Татарстан - на самом гребне волны политического мейнстрима: после федеральной Общественной палаты и республиканской Общественной палаты решено образовать городскую и районную Общественную палату Альметьевска.
"Интересное начинание, между прочим!" - подумала я первым делом, узнав эту новость. Это было, разумеется, чистым плагиатом с моей стороны. Именно такую резолюцию руководящий партийный кадр в известной повести Фазиля Искандера наложил на сообщение о случае скрещивания козы домашней с горным туром. Резолюция эта дала начало не только кампании по массовой козлотуризации республики, но и небывалому энтузиазму общественности, которая принялась славить будущее повышение лохматости, рогатости и прыгучести козьего поголовья. В повести все кончилось печально (пугливые козы отклоняли любовные притязания туров, а мстительные туры в ответ жестоко бодали их своими выдающимися рогами и упрыгивали в родные горы). Но в наших условиях это интересное начинание - скрещивание выборной демократии с демократией по назначению - все-таки способно привести к созданию нового политического вида.
Общественная палата РФ была собрана по пожеланию Владимира Путина, дабы заткнуть ею огромный разрыв между народом и властью, избираемой (как нам говорит Конституция) этим же народом. Путин собирал, собирал; регионы собирали, собирали... 126 общественников собрали - бросили в разрыв. Не затыкается разрыв! Сильно большой потому что: на Камчатке люди изберут депутата, а он уедет в Москву, и что он там делает, за что голосует - бог весть, а обратно-то его не заберешь! Да что Камчатка, если из Мамадыша не разглядят, что делает их депутат в Казани, хотя, казалось бы, поближе.
Ладно... Собрали тогда общественные палаты регионов. Минтимер Шаймиев собирал, собирал; Госсовет собирал, собирал... собрали полсотни общественников - тоже бросили в разрыв. И опять мало! Ведь и на районном уровне тоже избранные народом депутаты есть и избранный этими народными избранниками глава народного самоуправления - как им-то глас народа услыхать? Никак не обойтись без затычки... то есть, наоборот, без передающего звена.
И вот дело дошло до районной Общественной палаты. 10 человек назначает глава, еще 10 представителей специально отобранной общественности - районный парламент. Решено, что это должны быть особо мудрые люди, желательно аксакалы - уж они-то смогут донести до народных избранников то, что народ хочет, да никак не может до них, им же избранных, донести.
А как решается этот вопрос в странах расхваливаемой "западной демократии"? Да никак не решается, скажем прямо. Вот избрали избиратели, кого захотели, и вынуждены общаться прямо с ним, без затычек. Чуть что, приходится самим прямо с него требовать, а то и пугать его - не сделаешь, так переизберем... И глядишь, целая правящая партия ушла! А уж как депутаты и губернаторы дергаются, чтобы избирателям угодить - глядеть неловко. Никакой стабильности. России такая демократия, как заметил Владимир Путин, не подходящая.
У нас - слава скрещиванию избранной и назначенной демократии - выстраивается демократия особого типа, диванная демократия. Под избранную власть подкладывается избранная этой властью общественность в виде совета особо мудрых - как диван при падишахе. Если спросят - диван посоветует, не спросят... мудрому, как говорят, к лицу молчание. Ну если сами избранные народом правители от народа не зависят, то диван-то и подавно! Удобно.
Но и народ - важное звено в системе диванной демократии. Ведь эта система может существовать лишь до тех пор, пока он смирно лежит на своем собственном диване. Пока так, процесс бесконечен! Половина деревни - депутаты, остальные пять человек - члены деревенской общественной палаты. Половина больничной палаты - больные, вторая половина - советчики врача...
Марина ЮДКЕВИЧ