Вечерняя Казань / № 32 (3182) / Горячие материалы / Школам срочно требуются дяди Степы
Разнарядка
Школам срочно требуются дяди Степы
Большая перемена
Представьте себе человека, который по внутреннему содержанию - ну прямо Мэри Поппинс, само совершенство, а по форме - милиционер. Теперь представьте, что это не она, а он. Не получается? Но ведь именно таким должен быть детский милиционер согласно "Положению о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних", разработанному Минобрнауки РТ.
К сожалению, бывает, что милицией |
Как утверждает начальник отдела организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних УВД Казани полковник милиции Илсояр Гарифуллина, эта идея не нова. В некоторые казанские школы открепленные от административного участка инспектора пришли еще десять лет назад, и кривая подростковой преступности в городе пошла вниз. Но сейчас она снова поползла вверх: по данным МВД РТ, количество преступлений, совершенных подростками, возросло с 3484 в 2004 году до 3538 - в прошлом. И примерно такая же неутешительная статистика по всей стране. Школьники становятся все "труднее", и педагоги одни не справляются с их воспитанием. Поэтому МВД России взяло на вооружение татарстанский опыт: готовится приказ министра о расширении штатов инспекторов по делам несовершеннолетних - каждой школе выделят по "открепленному" детскому милиционеру. Вот только пойдет ли на пользу юному поколению такое милицейское воспитание?
- Мы только приветствуем эту инициативу, - говорит главный специалист отдела развития воспитания и дополнительного образования Минобрнауки РТ Зайтуна Насурдинова. - Если подростки увидят, что в школе постоянно находится человек в форме, это будет их дисциплинировать. Сейчас столько неблагополучных семей и детей с девиантным поведением, что милиции надо начинать с ними работу еще с начальной школы, а не в старших классах. Вот только жаль, что среди инспекторов ПДН такая текучесть: не успели дети привыкнуть, а он уже уволился или перешел на другую работу.
А что касается опасений насчет "милицейского воспитания", то, по словам Насурдиновой, в "Положении о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних" оговорено, чем он будет конкретно заниматься. Это и беседы со школьниками и их родителями, совместные с классным руководителем посещения семей, где дети пропускают уроки, и вообще - охрана безопасности всех детей на территории школы. Инспектор должен иметь высшее педагогическое или юридическое образование, обладать организаторскими способностями, знать психолого-возрастные особенности ребенка и, наконец, просто любить детей. И еще, желательно, чтобы это был мужчина. Ведь трудные подростки в большинстве своем - мальчики, и мужчине легче найти к ним подход.
В школы - шагом марш! |
- У нас все с высшим образованием, - заверила корреспондента "ВК" полковник Гарифуллина. - Вот только мужчины к нам не идут - зарплата небольшая, а обязанностей действительно много: инспектор ПДН - и участковый, и оперативник, и следователь. На сегодняшний день из 196 казанских школ всего в 37 работают школьные инспектора - в самых криминогенных. Когда поступит новая разнарядка, наберем еще. Конечно, мы примем во внимание требования, которые минобрнауки предъявляет к школьному инспектору ПДН. Но совсем освободить его от работы на административном участке мы не можем. Кроме того, школьный инспектор не должен заменять классного руководителя или охранника. Мы работаем в соответствии с законом "О милиции". Наша обязанность - раскрытие преступлений и выявление правонарушений, а не пальчиком грозить правонарушителям. А учителя часто вызывают инспектора в школу и просят его: проведите с ребенком беседу, попугайте его.
Между тем федеральный закон "О милиции" писан не только для милиции. Девчонки и мальчишки, а также их родители должны усвоить раз и навсегда: выразился ребенок матом - получи семья протокол и штраф в 500 рублей. Трясет десятиклассник у пятиклассника карманные деньги - ему прямая дорога в спецПТУ или тюрьму. Там с ним и побеседуют. Не хочет подросток садиться в тюрьму? Пусть садится за парту и ведет себя соответствующе. А если ребенок не правонарушитель, с ним и его семьей, по мнению полковника Гарифуллиной, в первую очередь должен работать не милиционер, а психолог или социальный педагог. Тем более что их намного больше: в 1359 школах Татарстана числится 992 педагога-психолога и 242 социальных педагога. В республике работают 7 центров социальной и психопедагогической помощи подросткам и их родителям. А школьных инспекторов всего 83. И вряд ли в ближайшее время их станет больше.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Елена МЕЛЬНИК