Вечерняя Казань / № 45 (3195) / Горячие материалы / Она одевала Анну Франк и рисовала шаржи

Выставки

Она одевала Анну Франк и рисовала шаржи

"Мы хотим купить все это оптом!"

В галерее "Камиль" открылась персональная выставка Олеси Сержантовой - художницы, про которую говорят: "Ее картины сегодня хотят иметь все!". Это не "скандальные ню" и не "коммерческие банальности". Это живописные откровения "на все времена", потому что высокопрофессиональны и отчаянно индивидуальны. Они способны облагородить любое пространство.

Для Олеси Сержантовой Казань - город
особенный: здесь ее посещает вдохновение

Достаточно увидеть две, ну максимум три картины Олеси, чтобы потом узнавать ее работы среди полотен других художников. Для этого вовсе не нужно искать у рамы ее - уже брендовую - подпись "Серж". Картины Сержантовой - это уютный мир в исключительно кофейно-шоколадных тонах, где много воздуха и минимум героев - тщательно выписанных тонкокостных дам, изысканной посуды, лаконичных вишенок, сказочных животных...

Арт-директор галереи "Камиль" Наиль Хадеев так и не определился, как назвать выставку Сержантовой.

- Редкий случай: каждая ее работа настолько самодостаточна, что заслуживает быть заглавным экспонатом выставки, - говорит он. - И в то же время ее картины, стихийно собранные сейчас в эту экспозицию, выглядят цельным - отдельным произведением искусства. Поэтому я уже не удивляюсь, когда приходят люди и говорят: "Мы хотим купить все это оптом!".

Но "купить Сержантову оптом" - задача не из легких: ее картины не только самые продаваемые сейчас в Казани, но и одни из самых, скажем так, не дешевых. Впрочем, как призналась мне сама Олеся, бывают случаи, когда она, глядя на желающего приобрести ее работу, снижает цену в разы:

- Я - не коммерческий художник. Мне намного важнее не за сколько я продала свою картину, а кому. Приятно, когда она оказывается у истинного ценителя.

Олеся - выпускница Казанского художественного училища и Московской академии художеств им. В. Сурикова. Ее картины находятся в частных коллекциях России, Америки, Германии, Швеции, Израиля, Турции... Пять работ стали собственностью московского театра "Современник". Кстати сказать, это не единственный пример заинтересованности театрального сообщества творчеством Сержантовой. В 1999 году ей предложил сотрудничество режиссер Российского молодежного театра Павел Бородин: Олеся стала художником по костюмам в спектакле "Дневник Анны Франк", где в главной роли дебютировала на столичной сцене Чулпан Хаматова...

- У вас были шансы сделать карьеру в Москве, но вы вернулись в Казань. Почему? -спрашиваю я Сержантову.

- Родила дочку, и мне захотелось стабильности. Своего жилья в Москве у меня не было, а в Казани - квартира, приглашение на преподавательскую работу в художественное училище... Я решила вернуться, о чем сейчас совершенно не жалею.

- Обычно стабильность начинают ценить те, кто успел насытиться столичной "свободой": подвальными перформансами, продажей расписных матрешек на Арбате...

- Я никогда не выходила продавать свои работы на улицу, это не мой стиль. Правда, однажды, это в Казани было, отправилась на Баумана рисовать экспресс-портреты. Мне хватило одного дня, чтобы отказаться от этой затеи навсегда. Помню, ко мне то и дело подсаживались подвыпившие мужчины и желали, чтобы я изобразила на них "смешной шарж". Хиты продаж "уличных" художников - шаржи или портреты, на которых герой нереально красив. Людям, особенно женщинам, ведь приятно, когда они - и себе, и другим - нравятся.

- Есть такой афоризм: "Художник, который не тщеславен, похож на женщину, не желающую нравиться, - оба скучны". Вы тщеславны?

- Пожалуй, да. Мне приятно, когда я нравлюсь, когда нравятся мои картины. По этой, наверное, причине не вижу ничего оскорбительного, когда меня просят сделать копии с той или иной моей работы. Сегодня у меня есть только одна картина, копию с которой я не сделаю никогда. Оригинал хранится у меня дома, это портрет моей дочери.

- Олеся, а как вы пишете? Взяв в руки карандаш или кисть, вы уже знаете, что будет на холсте?

- Да, конечно. Все сюжеты рождаются сначала в моей голове. Потом я начинаю делать эскизы, макеты, экспериментирую с цветом... Алгоритм всех своих действий рассказывать не стану, скажу лишь, что процесс создания картины состоит у меня в среднем из шести этапов. Это долгая работа, но при желании можно написать картину за два дня. Годами же я еще ничего не писала.

- Мне почему-то кажется, вы работаете на кухне. Ну где еще можно написать такие уютные натюрморты с кофемолками, кофейными чашечками, ракушками?

- Вы абсолютно правы. У меня огромная кухня, и я люблю работать именно там. Там мне очень комфортно. Спокойно. Думаю, это спокойствие передается в картинах.

- А еще я заметила, что вы любите писать женщин. И практически никогда на ваших картинах нет мужчин. Почему?

- Потому что женщина - всегда красива. Линии женского, а не мужского тела кажутся мне, как художнику, намного более интересными. Благородными, если хотите... Знаете, что любопытно? Среди покупателей моих картин, где изображены обнаженные женщины, практически нет мужчин. Наверное, зрители-мужчины "западают" на картины с обнаженными женщинами, написанные мужчинами.

- Эту выставку наверняка посетят ваши студенты. Боитесь их оценки?

- Если откровенно, то да. Немножко. Мне бы не хотелось, чтобы им за меня было стыдно. У меня потрясающие студенты. Кстати, недавно я испытала такую гордость за родное училище. В Выставочном зале нашего Союза художников экспонировались работы учащихся художественных училищ Поволжья. И вы знаете, работы казанских студентов были лучшими. Бесспорно. Я говорю сейчас не только об уровне мастерства - имею в виду актуальность идей и индивидуальность стилей...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА