Вечерняя Казань / № 60 (3210) / Горячие материалы / Нацпроект ляжет в унавоженную почву
"Доступное жилье"
Нацпроект ляжет в унавоженную почву
Недавно Аналитический центр Юрия Левады провел опрос в 46 регионах России на тему: приведет ли реализация четырех приоритетных национальных проектов к существенному улучшению дел. Выяснилось, что меньше всего - лишь 25 процентов опрошенных, причем с оговорками, - верят в нацпроект "Доступное и комфортное жилье". Почему именно возможность доступного ответа на квартирный вопрос вызывает такой скептицизм? Да потому что опыт имеется.
Участник Парада Победы в 45-м Салих Харисов |
Дом 32 на ул. Солидарности КОМЗ начал строить для своих работников еще в 1987 году. Нынешнего "долевого участия" (оплаты деньгами) тогда еще не было - было "трудовое участие" (оплата личным трудом). Т.е. строили дом сами работники по договору, что через пять лет отработки они получат квартиры в этом доме.
Пять лет обернулись двенадцатью. Когда в 1998-м Советский райсуд удовлетворил иски 21 семьи "трудовиков", обязав КОМЗ отдать им заработанные квартиры, - эта часть дома была готова лишь вчерне, даже коммуникации не были подключены. Они достроили на свои деньги и в 1999-м вселились. А в 2002 году три семьи - Файзиевых, Салаховых и Салимовых - получили от председателя совета директоров КОМЗа Николая Колесова требование: "немедленно освободить занятую вами и членами вашей семьи квартиру... в связи с вселением в нее без решения собственника". Будто они заняли жилье самозахватом, а не по вступившему в законную силу решению суда!
Мотивировка у КОМЗа была такая: в договоре трудового участия был пункт, по которому получающие новую квартиру должны "сдать" прежнее жилье. Но он был юридически ничтожным. Старые малосемейки этих трех семей в 1998-м были коммунальной собственностью, и оснований для их "сдачи" заводу не было, а были все основания для их приватизации. И семьи их приватизировали. В 2002-м КОМЗ подал иск по пункту о "сдаче" старых квартир, но в ходе суда сам же отказался от своих требований. Казалось, тема была исчерпана.
Семья, в частности, Фатрахмана и Гельсини Файзиевых вступила в договор трудового участия, имея еще маленькую дочку, а достраивала дом, уже имея дочь на выданье... И ветераны Файзиевы вселились в новую, оплаченную трудом, квартиру, а дочь с зятем остались в старенькой 11-метровой, оплаченной госгарантиями бесплатной приватизации. Это и было очень скромное, не бог весть какое "доступное и комфортное", но все же решение квартирного вопроса.
Но в конце 2005-го КОМЗ снова обращается в суд, требуя отменить решение 1998 года "по вновь открывшимся обстоятельствам". Вообще-то пересмотр вступивших в силу судебных решений возможен в течение трех месяцев с момента, когда станет известно новое значимое обстоятельство дела. Но в данном случае "вновь открывшимся обстоятельством" было то, что... до руководства КОМЗа якобы только что дошло, что бывшие "трудовики" не сдадут старые малосемейки! Но КОМЗ не стал требовать, чтобы "трудовики" исполнили тот самый пункт о "сдаче" - о нет, зачем ему старые малосемейки! Он потребовал отнять относительно новые квартиры. И на этот раз Советский суд уже явил всю отпущенную ему меру гуманизма и законности.
Меньше месяца назад судья Рафаэль Кашапов вынес решение: выселить Файзиевых, Салимовых и Салаховых из построенных ими квартир без предоставления другого жилого помещения. Для полноты картины: это тот же самый судья Кашапов, который в 1998-м и обязал КОМЗ отдать им эти квартиры. Семья Файзиевых оказалась там же, откуда и стартовала в трудный путь за достойным жильем: в старой малосемейке жилой площадью в 11 кв. метров, где уже живет семья их взрослой дочери... И еще: их дочь случайно (!) обнаружила, что судьей и на эту старую квартиру наложен арест - в обеспечение иска КОМЗа.
А ветеранов завода Салимовых и Салаховых в придачу еще и уволили с КОМЗа. Они пытались восстановиться, но суд им отказал.
"Кинул" дольщиков? Наше вам партийное ай-яй-яй!
А теперь про дом, заказчиком которого было Управление капстроительства администрации Казани. Это казалось хорошей гарантией покупателям квартир, уверенным во всемогуществе "административного ресурса". А гарантии были им необходимы: этот дом на ул. Гаврилова - не для "элиты", которая часто покупает недвижимость просто для помещения денег; здесь и квартиры маленькие, да и цена (была) приемлемая. И все равно двум десяткам дольщиков, чтобы осилить приобретение, пришлось продать свои старые квартиры. Теперь у них квартир нет вовсе - ни старых, ни новых.
Строительство началось в 1996 году. Заказчиком был УКС, "инвестором" - ЖСО "КазКам" (председатель правления - Геннадий Мамонтов, ныне депутат Госсовета РТ от "Единой России"), генподрядчиком - ООО "Камгэсстройинвест" (президент - тот же Геннадий Мамонтов). Спустя 3 года (нормативный срок строительства такого дома составляет 9,5 месяца) было выполнено процентов 40 работ, после чего деньги "инвестора" иссякли. Самое время было вспомнить о народе. "КазКам" начал привлекать дольщиков. И все 77 квартир были оплачены ими по полной цене.
В течение 2000 - 2001 гг. шла сверка взаиморасчетов между "инвестором" (Геннадием Мамонтовым) и генподрядчиком (Геннадием Мамонтовым). В итоге решили, что первый Мамонтов задолжал второму Мамонтову полмиллиона рублей, после чего первый нашел другого генподрядчика. А в начале 2004-го УКС горадминистрации заключил договор о строительстве этого дома с новым "инвестором". В полной тайне от дольщиков! А потом и эти отношения были расторгнуты, и более того: по постановлению главы администрации Казани в конце 2005 года срок, в течение которого УКС располагал правами на этот участок на ул. Гаврилова, уже считался истекшим!
А цена для дольщиков росла год от года. Люди успокаивали себя лишь тем, что уж к празднованию-то 1000-летия дом непременно сдадут - к такому празднику не могут же не сдать!.. Но летом 2005-го строительство полностью прекратилось, с площадки вывезли все стройматериалы, а одной сентябрьской ночью исчез и башенный кран. Дом был к этому времени построен процентов на 60.
Депутат Мамонтов вовсе не избегал общения с дольщиками! Охотно объяснял, что денег нет, штат фирмы уволен, учредители-юрлица ликвидированы и теперь нужно быстренько банкротить "КазКам", а дом достраивать дольщикам своими силами, создав для этого ТСЖ. "Вы учтите, это положительный момент, что ваши квартиры еще всего один раз проданы!" - эти поразительной искренности слова Геннадия Мамонтова дольщики вспоминают всякий раз, как соберутся.
У дольщиков сохранились все "процентовки" - документы о выполнении работ - до середины 2003 г.: по ним выходит, что на строительстве этого дома "освоено" около 12,5 млн. рублей. А выплатили они 33 млн. рублей!
Они в ужасе от перспективы возможного банкротства: при нагромождении всех этих "учредителей", множественных "инвесторов" и подрядчиков-кредиторов им не достанется ничего. Они обратились в Вахитовский суд за признанием своего права собственности. Но судья сказал им, что тогда уж точно достраивать придется самим - и они отозвали иск... Писали всюду: в горадминистрацию, прокуратуру, президенту, федеральному инспектору и полпреду президента России... В Общественную палату, в Госсовет РТ...
Салих Харисов, 86-летний инвалид войны, писал только что назначенному главе администрации Казани Ильсуру Метшину. В этом письме он рассказал, как много раз просил власть улучшить жилищные условия своей семьи (в двухкомнатной квартире живут 7 человек) и как семья решилась, продав родительский дом в деревне и еще заняв денег, вступить в ряды дольщиков "КазКама", работающего по договору с мэрией. "Уважаемый Ильсур Раисович! - писал старик. - Я хотел попасть к вам на прием, попросить вашей помощи в получении своей квартиры, за которую деньги мы выплатили еще два года назад, а ссуду и долги выплачиваем до сих пор... Когда мы едим по очереди на своей крохотной кухне и я вижу, как мой сын со снохой спят на полу, я чувствую себя лишним, и плакать хочется от бессилия".
Салих Харисов, пять раз раненный, награжденный орденами Славы II и III степеней, Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями, участник Парада Победы 1945 года - не получит "достойного жилья" ни за свои заслуги, ни за свои деньги. Он умер в марте. В мэрии его так и не приняли: Ильсур Метшин готовился к выборам.
Письмо облапошенных дольщиков в Госсовет РТ рассмотрели на заседании политсовета казанского отделения "Единой России". К депутату-единороссу Мамонтову, сообщили дольщикам, "приняты меры партийного воздействия"...
Бюджетные деньги тоже "плачут"
"Объединение молодежного строительства РТ" ("ОМС") - не так себе общественная организация; именно она уполномочена реализовывать и закон РТ о господдержке молодых семей в улучшении жилищных условий, и аналогичную федеральную программу. Тем не менее и у нее есть свой печальный опыт по части доступного жилья.
В 2003-м деньги пришли, как это обычно и бывает с бюджетными деньгами, в конце года, и "освоить" их надо было до того, как год закончится окончательно. Причем нужно было купить на них как можно больше по как можно меньшей цене. Договор о строительстве дома заключили с компанией Челныгорстрой при цене квадратного метра в 9,5 тыс. рублей (рыночная цена была более 12 тысяч). Таким образом, за 54 квартиры "ОМС" должно было заплатить 28 млн. руб. с условием завершения строительства осенью 2004 года. Челныгорстрой нашел генподрядчика - ОАО "Ада", а участок на ул. Энергетиков и проект строительства предоставил институт "Казанский промстройпроект".
Деньги пошли тут же, в ноябре 2003-го, а в апреле 2004-го "ОМС" должно было отдать уже всю сумму полностью. Но весной обнаружилось, что работы выполнены лишь примерно на четверть от уже проплаченных 10 млн. рублей... Объединение, опасаясь, что деньги (бюджетные и долевые) пропадут, приостановило финансирование и обратилось с иском о признании своего права на долю в "незавершенке" на ул. Энергетиков. Челныгорстрой как добросовестный заказчик с иском согласился, но "Ада" и Казпромстройпроект решительно воспротивились: пусть, мол, "ОМС" сперва полностью выплатит деньги. И Арбитражный суд РТ отказал "ОМС". Тогда "ОМС" действительно заплатил оставшиеся деньги, и суд утвердил мировое соглашение "ОМС" и Челныгорстроя о закреплении за "ОМС" этих 54 квартир...
Зато теперь Челныгорстрой, который утверждает, что подрядчик "Ада" завышает объем произведенных работ, не пускают на объект. Он обратился в суд с требованием расторгнуть его договор с "Адой" и взыскать убытки (утверждает, что убытки уже составили половину проплаченной суммы)... А "Ада" - с требованием увеличить стоимость строительства!
Суд вскоре состоится. А пока председатель совета "ОМС" Александр Еллиев обратился в прокуратуру - прокуратура никаких нарушений в деятельности "Ады" не усмотрела. Министр по делам молодежи Марат Бариев обратился к министру внутренних дел Асгату Сафарову, тот поручил УБЭП разобраться в деятельности "Ады" - в результате, как полагает Еллиев, правоохранители "материал набирают" уже на "ОМС"...
Ну а что же строительство-то? Дом так и не достроен.
...Все три эти истории связаны не просто со строительством жилья, а со строительством именно "доступного" жилья, заявленного целью нового нацпроекта. Разумеется, на деле таких историй больше. Неудивительно поэтому, что население не питает особых иллюзий относительно его реализации. Права-то хороши, да вот правоохранение...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Марина ЮДКЕВИЧ