Вечерняя Казань / № 93 (3243) / Правоохранение и криминал / У нас, конечно, не Англия, но...

Прецедент

У нас, конечно, не Англия, но...

Казанские правозащитники и юристы считают, что Верховный суд РТ создал на днях опасный прецедент, оставив в силе постановление Ново-Савиновского райсуда от 27 апреля, в соответствии с которым представитель потерпевшего по уголовному делу был отстранен от участия в судебном разбирательстве на том основании, что он не является адвокатом.

Председатель Верховного суда РТ Геннадий Баранов отказался комментировать корреспонденту "ВК" это решение, сообщив лишь, что определение коллегии ВС РТ можно обжаловать в надзорном порядке.

- Конечно, мы будем его обжаловать, - говорит юрист Правозащитного центра города Казани, являющаяся представителем потерпевшего Сергея Ахметзянова ("Из подозреваемых в свидетели - с боем", "ВК", 8 апреля), чья кассационная жалоба была оставлена коллегией ВС РТ без удовлетворения.

Правовой аналитик Ассоциации правозащитных организаций "АГОРА" Рамиль Ахметгалиев поддержал коллегу, охарактеризовав это судебное решение как "совершенно странное и непонятное".

- Оно фактически узаконивает лишение судами конституционных прав граждан, - сказал он корреспонденту "ВК". - Конституционный суд РФ, рассматривая в свое время вопросы представительства потерпевших, указал в своем определении от 5.02.2004 г. № 25-О, что их представителями могут быть любые граждане, а не только адвокаты. Не говоря уже о том, что это право прямо прописано в статье 45 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Безусловно, это определение необходимо обжаловать с тем, чтобы прецедент не закрепился и его не начали использовать в судебной практике.

Директор Казанского юридического центра Константин Егоров, выигравший, не будучи адвокатом, не один уголовный, гражданский и арбитражный процесс, оказался менее категоричен в оценке происшедшего:

- Само собой, я бы обиделся, если бы меня выгнали с процесса, но здесь дело не в личных амбициях того или иного юриста. У нас, конечно, не Англия, где прецедентное право, и в строго юридическом смысле вынесение Верховным судом РТ такого определения вовсе не обязывает всех судей нашей республики выносить в аналогичных ситуациях такие же решения. Но в общечеловеческом смысле - это прецедент. Авторитет Верховного суда достаточно высок для того, чтобы судьи районных судов восприняли это определение судебной коллегии как некие методические рекомендации.