Вечерняя Казань / № 95 (3245) / Горячие материалы / Дареному коню в зубы не смотрят?

Козе - баян

Дареному коню в зубы не смотрят?

Ровно месяц назад, 17 мая, на площади перед НКЦ "Казань" Минтимер Шаймиев вручил главврачам медучреждений республики ключи от 175 санитарных автомобилей и двух вертолетов - "Ансат" и "Robinson R.44". Оба геликоптера достались РКБ, но ни один из них пока не сделал ни одного рабочего рейса.

Увы, никто не сказал тогда Минтимеру
Шариповичу, что медики на "Robinson R.44"
не летают ни в одной стране мира.
А второй вертолет, подаренный президентом,
не только еще не взлетал, но и вообще находится
на переделке на Казанском вертолетном заводе.

Как сказал в тот знаменательный день президент Татарстана, первоначально было решено передать РКБ только один "Ансат". Но Рустам Минниханов предложил вручить медикам еще и "Робинсон".

"Врачам это необходимо. Важно сохранить здоровье человека - ведь это самое дорогое, что у нас есть", - согласился с ним Минтимер Шаймиев.

Увы, никто не сказал тогда Минтимеру Шариповичу, что медики на "Robinson R.44" не летают ни в одной стране мира. По той простой причине, что в нем негде установить носилки. Он используется полицией, иногда - для обучения пилотов, но больше всего известен как семейный вертолет. Впрочем, россияне всегда отличались умением находить некоторым вещам самое неожиданное применение. Например, в Челябинске "Робинсоны" используют как частные такси. Жутко дорого, но зато жутко быстро. Как видно, и в Татарстане решили открыть свою "Америку", подарив дорогую игрушку Республиканской клинической больнице.

- Можно ли использовать "Robinson R.44" в медицинских целях? - поинтересовался корреспондент "ВК" у начальника Центрального аэроклуба РТ РОСТО Радика Халиуллина, знающего о вертолетах этой марки не понаслышке.

- Ну разве что врача туда посадить, - ответил он после долгого раздумья. - Кроме кресла пилота в вертолете "Robinson R.44" всего три места, и транспортировать в нем пациента на носилках невозможно в принципе. Да и места для специального медицинского оборудования там, прямо скажем, маловато.

Мало того, этот вертолет при всех его блестящих летных характеристиках имеет несколько особенностей, делающих его крайне неудобным в эксплуатации. Во-первых, в отличие от того же "Ансата" для него нужен специальный ангар. Во-вторых, дальность его полета составляет около 400 километров. То есть без дозаправки на нем можно слетать до Набережных Челнов и обратно, но никак не дальше. В-третьих, с его дозаправкой и вообще с заправкой могут возникнуть большие проблемы. "Robinson R.44" летает только на импортном, а именно - на финском, топливе, которое надо сначала купить, привезти из-за границы, чтобы создать его запасы в аэропорту "Казань", в Челнах, Бугульме и т. д.

- Вы уже придумали, как использовать "Робинсон" в медицинских целях? - спросил корреспондент "ВК" у заведующего санитарной авиацией РКБ Валерия Матвеева.

- Носилки в нем не установить, это правда, но зато можно возить сидячих пациентов и врачей. Иногда, например при проведении сложной операции, на месте требуется срочная консультация специалистов, а вертолет в отличие от машины летит по прямой и может сесть абсолютно в любом месте. Аэродром ему не требуется. К тому же не в пример вертолетам казанского производства, на которых мы сейчас летаем, он теплый, и зимой в нем не замерзнешь.

В ответ на вопрос, почему же "Robinson R.44" за целый месяц так и не свозил ни одного высококлассного специалиста на срочную консультацию куда-нибудь в Нижнекамск или Мамадыш, Матвеев сообщил, что летчики (которые, кстати, не состоят в штате РКБ) вертолет пока еще только осваивают. А вот когда они его наконец освоят, главный санавиатор республики сказать затруднился:

- Дай бог, если к зиме. Нас бы это очень устроило.

В ходе беседы также выяснилось, что и второй вертолет, подаренный президентом Шаймиевым, не только еще не взлетал, но и вообще находится на переделке на Казанском вертолетном заводе. Медики пожелали разместить в "Ансате" кое-какое специальное оборудование и произвести некоторые усовершенствования в его кабине. Чтобы он из просто геликоптера превратился в санитарный вертолет. Ну а поскольку появление каждого лишнего болта и любое другое изменение может повлиять на безопасность полетов, все это требует многочисленных согласований. Так что и дату первого вылета "Ансата" Матвеев затруднился назвать хотя бы приблизительно...

На прошлой неделе в Высокогорском районе прошло выездное заседание комиссии Госсовета РТ по контролю за реализацией национального проекта "Образование". Выступавший на нем министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов сообщил, что в рамках республиканской программы "Сельский школьный автобус" была закуплена пробная партия из 30 автобусов "КАВЗ-39765". Выбрали их не случайно: они отличаются повышенной безопасностью и ограничением скорости движения - максимум 60 км в час. Но на практике минусов оказалось больше, чем плюсов. Из-за вытянутого салона автобусам сложно маневрировать на узких сельских дорогах, а в зимнее время салон обогревается не полностью. Как подытожила замминистра образования и науки Любовь Овсиенко, "в рамках республиканской программы будут внесены предложения об отказе в приобретении автобусов марки "КАВЗ-39765".

Медики оказались менее привередливыми, чем учителя.

- Мы бедные, - сказал корреспонденту "ВК" на прощание Валерий Матвеев. - Нам все впрок.

Фото Шамиля АБДЮШЕВА.

Евгений АКСЕНОВ