Вечерняя Казань / № 107 (3257) / Горячие материалы / Подопытным нельзя много платить

И опыт - сын ошибок трудных

Подопытным нельзя много платить

В то время как ученые из развитых стран неустанно доказывают, что они не зря едят свой хлеб, и наперебой удивляют мир результатами клинических исследований - "Самая популярная диета неэффективна!", "Средств от похмелья не существует!", "Половина антидепрессантов не помогает от депрессии!", о подобных исследованиях наших ученых ничего не слышно. Между тем казанские медики и биологи тоже пребывают в научном поиске и регулярно ставят эксперименты на людях - испытывают на них новые лекарства и методы лечения. Однако у нас врачи не хотят делиться с широкой общественностью результатами своих опытов. Наверное, потому, что опыты на людях связаны с моральными проблемами, а у нас проблем и так хватает...

Международный семинар по биоэтике завершился вчера в Казани. В результате наш город должен стать первым в России, где будут действовать аккредитованные ВОЗ специалисты по разрешению моральных коллизий, связанных с медициной. Ведь таких коллизий в наш просвещенный век клонирования и суррогатного материнства возникает все больше...

Во время Нюрнбергского процесса человечество впервые узнало о том, что врачи, вопреки данной ими клятве Гиппократа, способны приносить вред и ставить злодейские опыты на людях исключительно ради опытов. В 60-х годах общественность США - страны, которая кичится уважением прав человека, была потрясена медицинскими скандалами: в одной больнице престарелым пациентам без их согласия ввели активные раковые клетки, в другой - ради эксперимента детей заразили вирусным гепатитом. Доверие к людям в белых халатах снова было подорвано, в конце концов мировая общественность уяснила окончательно - врачам, пусть даже они и хотят человечеству добра, нельзя доверять безоговорочно, все медико-биологические исследования должны контролировать специальные независимые этические комитеты. Сейчас такие комитеты в США действуют в каждой больнице, где больше 200 коек. А ни в одном зарубежном научном журнале нельзя опубликовать статью без визы этического комитета - дескать, исследование было вполне гуманным и никто от него серьезно не пострадал.

В Казани комитет по биоэтике создали при медуниверситете в 1998 году (в вузе тогда стали проводиться первые клинические испытания) по инициативе доктора медицинских наук Валерия Альбицкого и кандидата философских наук Фариды Нежметдиновой.

- В тот момент мы поняли, что наука совершила столь мощный прорыв, медицина и биология зашли так далеко, что стало возможно изменить человеческую природу, возникла угроза существованию человека как биологического вида, так что назрела необходимость в какой-то мере защитить человека от науки, - рассказывает Фарида Нежметдинова. - Главный принцип этических комитетов всего мира - "уважать честь и достоинство человека".

В 2003 году приказом Минздрава РТ этический комитет КГМУ был преобразован в республиканский. Сейчас в него входят три врача, два провизора, один философ, один юрист. Комитет заседает один раз в месяц, сюда представляют материалы, а потом ждут заключения авторы диссертаций и руководители клинических испытаний.

- Необходимым условием медико-биологического исследования с участием человека является информированное согласие пациента, - говорит председатель республиканского этического комитета, проректор КГМУ Алексей Созинов. - Гражданину должна быть предоставлена полная информация о целях исследования, возможном риске. При этом международные документы по биоэтике запрещают материально стимулировать участников исследования, ведь ради денег человек может пойти на неоправданный риск, разумной компенсацией считается компенсация транспортных расходов, предоставление медицинских услуг... В соответствии с международными нормами наш комитет защищает и права животных, которых немало приносится в жертву науке. Если, к примеру, ученый собирается в ходе своего исследования, условно говоря, зарезать 200 черепах, мы ему говорим, а зачем 200, может, и 100 бы хватило?

- Если бы персонаж Булгакова профессор Преображенский обратился в ваш комитет, вы бы одобрили его опыт по пересадке человеческого гипофиза собаке?

- Разумеется, нет, - уверяет Нежметдинова. - Преображенский взял на себя единоличное право изменить природу собаки и человека, и это, как известно, привело к страшным последствиям.

Однако, высказывая свое одобрение или осуждение, этический комитет, являясь общественной организацией, не может запретить врачам делать то, что они считают нужным. Вот, к примеру, обнаружили члены республиканского комитета, что один санаторий-профилакторий ведет активную рекламу лечения стволовыми клетками, не имея на то никаких законных оснований. Написали главврачу, пристыдили, ответа не получили. Теперь ждут ответа из Росздравнадзора...

По окончании международного семинара по биоэтике в Казани кроме этического комитета Минздрава РТ будут созданы локальные комитеты при лечебных учреждениях. Пока такой комитет реально действует только при республиканском онкодиспансере, где параллельно проводится 11 клинических испытаний на пациентах... А осенью эксперты Всемирной организации здравоохранения приедут посмотреть, как в Казани с биоэтикой. Кстати, одно из правил биоэтики - общественность должна знать о результатах экспериментов, так что нашим врачам придется раскрывать свои секреты.

Рис. Максима СМАГИНА.

Ольга МАЧНЕВА