Вечерняя Казань / № 124 (3274) / Горячие материалы / Август обещает быть не жарким, а горючим
Взрывоопасно
Август обещает быть не жарким, а горючим
Цены на бензин в 20 - 21 рубль приведут к экономическому кризису, напророчил вчера в Москве председатель совета Союза нефтегазопромышленников России, бывший министр топлива и энергетики РФ Юрий Шафраник. Он полагает, впрочем, что это может произойти к концу года... Типун вам на язык, Юрий Константинович! Ведь если так, то Татарстан к такому бедствию ближе большинства других регионов: с начала следующей недели, по сведениям "ВК", литр 95-го в республике подорожает в среднем на рубль и достигнет роковой (по Шафранику) отметки 20 рублей...
АИ-92 при этом вырастет в цене в Татарстане на 50 копеек, в среднем до 18 руб./литр, дизтопливо также подорожает на полтинник - до 17 руб./литр. Цена на автобензины в среднем у нас, таким образом, довольно заметно превосходит среднероссийскую (по данным Росстата на конец июля, около 17 руб./литр).
Впрочем, в соседних регионах цены на АЗС также поднимают. А кое-где уже и закрывают колонки. Ведь удорожание розницы на традиционный "полтинничек" для автозаправщиков, не входящих в структуру крупных нефтеперерабатывающих компаний, уже не компенсирует резкого повышения оптовых цен (за последний месяц - на 3 тыс. рублей за тонну). Ну а такое удорожание розницы, которое компенсирует этот рост, чревато социальным взрывом, который, как известно, может быть опаснее взрыва топливного бака...
Нынешнее повышение цен в Татарстане будет уже вторым за короткий период. Горючее на автозаправках республики уже дорожало всего лишь десять дней назад (по 50 копеек за литр каждой марки бензина). Правда, до этого в 2006 году было лишь одно повышение: в мае прибавило в цене дизтопливо.
Таким образом, "топливная инфляция" у нас с начала года составляет пока около 5 процентов. Но это - пока. Весьма вероятно, что до сентября произойдет еще небольшое повышение цен на автомобильное горючее: копеек на 50 за литр каждой марки.
И это, заметим, будет еще не конец сезона традиционной гиперактивности автомобилистов (считается, что в нашей стране стоимость автомобильного топлива зависит уже не столько от его фактической цены, сколько от спроса - пока его берут, оно продолжает дорожать). А что будет дальше... Напомним, что в прошлом году в сентябре и октябре цены на бензин и дизельку в Татарстане повышали трижды. Что примечательно, в промежуток между вторым и третьим повышением уместилось присоединение Татнефти к российскому замораживанию цен на бензиновую розницу...
Все это, в общем, совершенно неудивительно. Недавнее повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты имело своей целью направить больше товара на внутренний рынок - вместо этого на внутренний рынок излился излишек финансовых амбиций нефтепродуктопроизводителей: за счет соотечественников компенсировать увеличение пошлинных затрат. К слову, 49 процентов производимого в Татарстане бензина и 83 процента дизтоплива отправляются на экспорт.
Рис. Владимира ЯКОВЛЕВА.
Марина ЮДКЕВИЧ