Вечерняя Казань / № 124 (3274) / Авто / Мото / Были бы инвесторы - платная магистраль до Питера доведет

Планов громадье

Были бы инвесторы - платная магистраль до Питера доведет

По первой в республике скоростной магистрали Шали - Сорочьи Горы можно будет прокатиться самое позднее через три года, а если обстоятельства сложатся удачно, то и раньше. Но трасса эта будет платной. А лет через пять-восемь платная скоростная дорога должна соединить поселок Алексеевское и Альметьевск. Для тех, кто платить за проезд по магистрали не захочет, останется альтернатива - существующая федеральная трасса.

До сих пор потенциальных инвесторов от таких проектов отпугивал средний срок окупаемости - в среднем в мире он составляет 21 год. Но, как сказал корреспонденту "ВК" первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павел Чернов, сейчас ситуация изменилась. К строительству платных дорог в России и, в частности, в Татарстане начали проявлять интерес Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк. К тому же появилась и законодательная основа для развития этого направления экономической деятельности - год назад был принят федеральный закон "О концессионных соглашениях".

На его основе в Татарстане готовятся два проекта строительства платных дорог: трасса Шали - Сорочьи Горы с мостовым переходом через Каму и участок трассы Актюбинск - Санкт-Петербург на территории республики. По сути, это одна дорога, только строиться она будет в два этапа.

По словам Павла Чернова, наибольший интерес к идее платной дороги Шали - Сорочьи Горы проявляет Внешторгбанк, он даже готов подыскать разработчика проектной документации и инвестора. Готово вложиться в строительство платной магистрали и государство. Но деньги в бюджетах Татарстана и России (в лице Росавтодора) найдутся на это только при условии, если из 12,3 миллиарда рублей, которые стоит проект, частные инвесторы внесут не менее 20 процентов. На 11 августа в правительстве республики запланирована встреча с представителями Внешторгбанка. Если будет достигнута договоренность об инвестициях, то технически магистраль может быть запущена в эксплуатацию уже в будущем году, если нет - пуск может отодвинуться до 2008-го или 2009 года.

Идея сделать второй платный участок магистрали появилась, когда республиканские власти решили продлить на северо-запад - до Санкт-Петербурга - трассу от Казани до Актюбинска, которую первоначально планировалось всего лишь реконструировать. Инициативу поддержали в Казахстане - там готовы реконструировать участок магистрали от Астаны до границы с Россией. Высказались "за" и губернаторы областей, через которые магистраль должна пойти на Питер.

Ориентировочная стоимость "нашего" участка - около 20 миллиардов рублей. В роли инвестора строительства участка Алексеевское - Альметьевск хотело бы выступить ОАО "СМП-Нефтегаз". Если инвестор профинансирует магистраль не менее чем на четверть, недостающую сумму соглашается дать Инвестфонд. Чернов сообщил "ВК", что руководство СМП-Нефтегаз обещает к 1 сентября представить технико-экономическое обоснование проекта, а затем провести его экспертизу и согласование с Росавтодором. Сроки же его реализации пока не берется предсказать никто. Чернов назвал временной промежуток: "От трех до восьми лет", но заметил, что срок большой и за это время мало ли какие перемены могут случиться.

Тем не менее даже сквозь дымку расплывчатых временных рамок реальная перспектива проехаться по платной дороге для татарстанских водителей уже просматривается. А во сколько обойдется это удовольствие, никто не знает. Замминистра сказал лишь, что тариф установят исходя не из затрат на строительство, а из покупательной способности граждан. И, значит, "отрегулировать" его граждане тоже смогут - если он окажется завышенным, народ поедет по менее удобной, но бесплатной альтернативной дороге.

Инна СЕРОВА