Вечерняя Казань / № 129 (3279) / Горячие материалы / В Казани завелись Ямакаси
Не про спорт
В Казани завелись Ямакаси
Родителям читать не рекомендуется
"Я рисую путь, я художник по бетону и асфальту, деревьям и скалам. Я не стремлюсь пробежать как можно быстрее, ибо ни с кем не соревнуюсь, я на тренировке, которая приносит мне удовольствие от осознания работы над собой..." - это отрывок из текста, посвященного паркуру - стремительно набирающей популярность в молодежной среде экстремальной спортивной дисциплине.
Впрочем, трейсеры (те, кто паркуром занимается) не относят свое увлечение ни к экстриму, ни к спорту. Это, скорее, образ жизни, стиль, философия. Традиционным, длинным, правильным и скучным городским маршрутам трейсеры предпочитают короткие и прямые, пролегающие через стены домов, ограды парков. Нормальным способам перемещения в пространстве - пешком или на автобусе - они противопоставляют свои: бежать, карабкаться, прыгать... Паркур в переводе с французского - "полоса препятствий", трейсер - "прокладывающий путь". Их гуру - родоначальник паркура француз Давид Белль, легендарная личность, нашедший применение своим талантам в кино. Он снялся в культовом фильме "13 район".
Трейсеры избегают скучных маршрутов |
С трейсерами я договорился встретиться около памятника Ленину на площади Свободы. Вычислить их оказалось просто: ребята облюбовали постамент для отработки характерных элементов паркура. Местами все очень даже напоминало знаменитый "Ямакаси": с эффектными прыжками и ловкими перемещениями по отвесным стенам. Но для более наглядной демонстрации достижений казанских трейсеров мы отправились к общежитию педуниверситета - одному из постоянных мест их тренировок. Еще ребята упражняются около здания физфака КГУ. В общем, везде, где найдется подходящая архитектурная композиция из стен, лестниц и перил, через которые можно прыгать, и есть на что влезать-взлетать... Знакомимся: Андрею, Амиру, Фархату и Альберту от 15 до 18 лет. До того как "записались" в трейсеры, знакомы не были, а о паркуре узнали через Интернет. В их команде - шесть человек, а всего в городе - три команды.
Паркур демократичен в плане спортивной экипировки, по крайней мере по одежке моих собеседников не вычислишь. Единственный необходимый ее элемент - прочные кроссовки. Разного рода защитная амуниция - наколенники, налокотники - не приветствуется. Объясняют это ребята тем, что в реальной-то обстановке им придется применять свои умения без средств защиты. Так что лучше заранее быть готовым ко всем издержкам свободного перемещения по "городским джунглям". Хотя по мне, так нелишним в этом деле были бы и каски. Вот, к примеру, один из моих собеседников рассказывает о достижениях московского коллеги: "Он спрыгнул с гаража на ведро с боковым сальто, а с ведра - на землю с передним сальто...". Описание трюка вызывает неподдельное восхищение собравшихся. Видимо, не за горами время, когда кто-то из них попытается повторить этот акробатический этюд.
А пока казанские трейсеры находятся в самом начале пути к совершенству - отрабатывают базовые элементы. Получается пока не все. К примеру, wall flip - сальто назад после отталкивания от вертикальной стенки - пробовал выполнить только Амир. И с третьего этажа, как в фильме "Ямакаси", они еще не прыгали. Но, говорят, рано или поздно прыгнут...
Информацию о том, как правильно выполнять тот или иной элемент, они получают в основном из обучающих видеофильмов и из тех же "Ямакаси" и "13 район". Вот лишь малая часть из того, что обязан знать и уметь каждый трейсер: drop (прыжок сверху вниз с приземлением на ноги), spring jump (прыжок с разбега для преодоления препятствия без применения рук), parkour roll (кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот), up from down jump (прыжок с большой высоты, завершаемый роллом), monkey (прыжок через препятствие с опорой на руки)...
- Паркур - искусство рационального преодоления препятствий, - кратко формулирует Андрей.
- Нет границ, есть лишь препятствия, - дает свое определение Фархат.
Насчет "рациональности" хочется поспорить. К чему все эти сальто, если можно обойтись и без них? Но трейсеры и не скрывают, что хотят обратить на себя внимание. Но лишь для того, чтобы привлечь в свои ряды новых единомышленников. Недавно они обратились в городской клуб "Экстрим-фактор", чтобы им помогли как-то заявить о себе: к примеру, провести показательные выступления. Соревнований, кстати, трейсеры не проводят. Тренируются исключительно с целью самосовершенствования. И их деление на команды носит чисто формальный характер. Просто в команде проще тренироваться, страховать друг друга.
Фото Шамиля АБДЮШЕВА.
Сергей КОЗИН