Вечерняя Казань / № 137 (3287) / Горячие материалы / "Это миф, что театр начинается с вешалки!"

На ковер к директору

"Это миф, что театр начинается с вешалки!"

Здесь выкладываться нужно, а не халтурить

Вечер в честь 60-летнего юбилея своего директора Григория Первина готовит в эти дни труппа Качаловского театра. Григорий Михайлович возглавляет один из старейших русских театров страны почти двадцать лет. Директоров театров с таким солидным стажем в Казани трое: это еще директор Камаловского театра Шамиль Закиров и директор оперного Рауфаль Мухаметзянов. "Да-да, трое нас таких, - говорит Григорий Михайлович. - Мы друзья и эдакие в Казани..." - "Монстры?" - "Волчары!"

Мы беседуем в его рабочем кабинете. Первина то и дело отвлекают от разговора трезвонящие телефоны. Пока директор, извинившись, говорит по телефону, изучаю его кабинет: в глаза бросаются коричневое пианино и "полированный", под цвет пианино, портрет Качалова.

- Этот портрет - похоже, подарок театру от мебельной фабрики - мне принесли из нашего музея. А пианино... Я ж музыкант. Но как перестал работать в татарской филармонии, так к инструменту практически не подхожу. Если только иногда, когда уж жаба заест...

Григорий Первин талант директора
унаследовал от отца

- Григорий Михайлович, а ведь вы - потомственный, можно сказать, директор. Директором Казанского тюза работал ваш отец.

- Все мое детство прошло в театре. Я даже родился на гастролях, в Ульяновске. Как я сейчас шучу, в этом городе родилось четыре знаменитости: Керенский, Ленин, Гончаров и я!.. К своему стыду, как зритель я в театрах редко бывал. Мне было неинтересно, я ж всю закулисную кухню знал и уже в детстве понял, что это миф, что театр начинается с вешалки... Впервые в Качаловском побывал лет в семь - "Всадника без головы" смотрел. Кто играл, как играл - не помню. Меня поразили - после тюза-то - размеры качаловской сцены.

- А когда пришли сюда директором, что вас поразило?

- Я сначала заместителем директора пришел. Поразило, что главным вопросом всех здесь работающих было: "Как заработать деньги?". Время тогда такое было - неразбериха после перестройки. Удивительно то, что за все это время этот вопрос не перестал быть актуальным.

- В сентябре в Госдуме запланировано второе чтение проекта закона "Об автономных учреждениях", с которым связывают целую театральную реформу.

- Это будет не реформа, а разбой, если примут закон без поправок. "Последними днями Помпеи" назовут потом "сегодня" репертуарного театра. Нам предлагают сорок процентов зарплаты зарабатывать самим, и это помимо всех наших расходов - на транспорт, коммунальные услуги... Как театр может заработать? Все внебюджетные средства - только от продажи билетов. А ведь театр не круглый год работает! Словом, это просто ужасно. И так из театра уже уходят - молодые в основном уходят. И на их место никто не приходит! Потому что зарплаты - нищенские, а труд - тяжелый: здесь выкладываться нужно, пахать, а не халтурить. Это очень острая проблема.

- Но у вас хотя бы нет проблемы с продажей билетов.

- Не все так гладко. Сейчас вот очень хорошо расходятся билеты на премьерный наш спектакль - "Визит дамы" Дюрренматта, а на другие спектакли - хуже. Но многолетние хиты в афише есть, конечно же, "Скрипач на крыше", "Трехгрошовая опера"... Только не спрашивайте меня о любимых спектаклях в родном театре. Это все равно что спрашивать многодетную мать, какого из своих детей она любит больше. Все, все мне дороги.

- Кстати, все спектакли вашего репертуара - изысканные, дорогостоящие постановки. Продукция Качаловского свидетельствует о беспроблемном с экономической точки зрения существовании театра.

- Просто, несмотря ни на что, планку мы для себя не опускаем, высоких требований не снижаем. Для нас главное - выпустить качественный спектакль, все на это направлено. Вот "Визит дамы" - тоже дорогая для Казани постановка, уже сейчас стоимость спектакля перевалила за миллион рублей.

- А как обстоят дела с реконструкцией вашего театра?

- Да никак! Начали ее в 1991 году, а сейчас работы приостановлены - нет финансирования. Хотя не такие уж и большие деньги требуются для завершения ремонтных работ - 200 миллионов рублей. Это еще одна острая проблема.

- Григорий Михайлович, сколько времени вы проводите на работе?

- Да по-разному. Вот как только пришел в театр, приходил на работу раньше уборщицы, а уходил позже всех. А сейчас могу себе позволить и в половине десятого утра прийти, потому что команда - работает... Вы знаете, меня же директором в Качаловский пригласили, когда я был замдиректора тюза. Я, помню, подумал тогда, что поработаю тут года два - и все. Собрал вещички, перешел дорогу - идти от тюза недалеко же... Кто бы мог подумать - двадцать один год я уже тут.

- А на сцену не приходилось выходить вместе с актерами? Вот хотя бы в массовке?

- В тюзе выходил в массовке, мне так нравилось! Но сейчас не выйду. У нас свои актеры замечательные. Я - за профессионализм, понимаете? Каждый должен заниматься своим делом.

- По-вашему, если актер или режиссер талантлив, то плевать, что как человек он, например, омерзительный?

- Конечно. Если человек в своей профессии - бог, то пусть каким угодно будет за пределами профессии. Мало ли каким я его вижу человеком? Талант - главное.

- Вам никогда не хотелось уехать из Казани?

- В начале девяностых годов мне предложили переехать в Москву, в театр... Не стану говорить, в какой. Но друзья мне сказали: "Здесь ты - Первин! (произносит торжественно. - А.К.), а в Москве ты будешь - Первин (произносит равнодушно. - А.К.)". Правильно сделал, что не уехал.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА