Вечерняя Казань / № 142 (3292) / Горячие материалы / Тагирьянов пожаловался суду на антисанитарные условия
Громкое дело
Тагирьянов пожаловался суду на антисанитарные условия
Вчера в спортзале Советского РУВД стартовал процесс по делу так называемой банды "тагирьяновские" из Набережных Челнов, организатором которой, по версии обвинения, является уроженец Челябинской области Эдуард Тагирьянов. Кроме бандитизма подсудимым инкриминируются 23 убийства, 8 фактов похищения людей с целью выкупа, незаконное хранение и применение оружия, умышленное уничтожение чужого имущества, нанесение тяжких телесных повреждений и другие преступления. Уголовное дело объединило в себе материалы 35 дел, возбужденных в период с 1995 по 2003 год, и составляет 152 тома.
Напомним, что впервые о "тагирьяновских" заговорили в мае 2003 года, когда стало известно о дерзком похищении гендиректора ОАО "КамАЗ-Металлургия" Виктора Фабера и директора департамента экономики предприятия Натальи Стародубцевой. Всего за два дня со счетов ОАО "КамАЗ-Металлургия" через московский Соцбизнесбанк по требованию похитителей на счета фирм-однодневок было переведено 10 миллионов рублей. Но выкуп не помог: в сентябре тела обоих менеджеров с пулевыми ранениями в затылок были обнаружены на одном из островов Камы. Тогда же начались и первые аресты по делу "тагирьяновских".
В сентябре 2003 года на камских островах были обнаружены тела еще двух предполагаемых жертв "тагирьяновских" - Евгения Корнева, директора по экономике и финансам набережночелнинского ООО "Автомастер" (одного из крупнейших дилеров КамАЗа), и пропавшего два года назад директора "Фарм-сервиса" Игоря Кудинова. А в Подмосковье нашли останки гендиректора московской фирмы "Юнеко Авиа" Олега Куликова. Единственный, кому удалось вырваться от "тагирьяновских" живым, - это набережночелнинский предприниматель Булат Баязитов. 27 сентября 2003 года ОМОН штурмом взял квартиру, где держали похищенного.
В ходе обысков у "тагирьяновских" были изъяты 13 автомобилей (в том числе два "УАЗа"), три гранатомета, ручной пулемет, 22 автомата Калашникова, карабин, 26 пистолетов различных модификаций, 41 глушитель, 14 оптических прицелов, 29 магазинов, 36 боеприпасов к подствольному гранатомету, более 7,5 тысячи патронов, радиоуправляемая взрывчатка, 1,5 килограмма пластида, пять магнитных мин, а также удостоверения помощников Госдумы РФ и сотрудников правоохранительных органов и несколько десятков комплектов милицейской формы.
...Во время предварительного следствия по делу "тагирьяновских" министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров заявил журналистам, что в похищении Фабера подозреваются сотрудники правоохранительных органов, и даже обещал назвать их фамилии, как только следствие завершится. Однако вчера на скамье подсудимых кто-либо из должностных лиц или сотрудников правоохранительных органов замечен не был. Одна из трех клеток, в которых еще пару месяцев назад сидели "двадцатидевятники", осталась пустой ("тагирьяновские" явно проигрывают по численности своим землякам из "29 комплекса"). В клетке, расположенной ближе к судейском креслу, расселись 10 подсудимых, в том числе Эдуард Тагирьянов. А во второй расположились еще четверо. Подсудимый Константин Куртымов, который все время предварительного следствия находился под подпиской, занял место в зале. Только один из арестованных - Данила Данилевич - на заседание не явился. Как объяснил председательствующий, он находится в больнице. Поэтому судебное следствие по делу вчера так и не началось. Судья лишь установил личности присутствующих в зале 15 подсудимых и приобщил к делу несколько ходатайств. В основном - от подсудимых.
Василий Суэтин заявил ходатайство об исключении из доказательств по делу явку с повинной, ссылаясь на то, что написал ее под давлением. Об этом же заявили еще трое: Альберт Хузин, Павел Ларионов и Олег Дацко. А Эдуард Тагирьянов пожаловался суду на антисанитарные условия содержания в изоляторе и попросил председательствующего проконтролировать порядок ведения протокола судебного заседания - чтобы в него были занесены все поданные подсудимыми ходатайства. Но председательствующий объяснил Тагирьянову, что вопрос о внутреннем распорядке СИЗО не входит в компетенцию суда и что грамотная и высококвалифицированная секретарь суда не нуждается в советах, как ей вести протокол судебного заседания.
Многие подсудимые ходатайствовали об отказе от назначенных судом адвокатов. Возможно, из соображений экономии: по закону, если приговор обвинительный, подзащитные возмещают государству содержание даже "бесплатного" адвоката. А некоторые подсудимые объяснили свой отвод назначенным судом адвокатам тем, что просто не успели заключить договор со "своими" защитниками.
- Если у вас не будет адвоката, кто в случае болезни будет защищать ваши интересы? Или ваш договорной адвокат внезапно выйдет замуж и уедет в Хабаровск? - предостерег председательствующий подсудимых. - Ведь на этом процессе не будет взаимозаменяемости представителей защиты. И как долго будет длиться процесс, зависит от вашего здоровья и здоровья ваших адвокатов.
Подсудимые пообещали не болеть, а женщины-адвокаты заверили суд, что в ближайшее время замуж не собираются. Но председательствующий не стал рассматривать заявленные ходатайства в отсутствие одного из участников процесса и отложил судебное заседание до 12 сентября. Если заболевший подсудимый успеет за это время выздороветь, возможно, уже на следующем судебном заседании начнется оглашение обвинительного заключения.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Елена МЕЛЬНИК