Вечерняя Казань / № 142 (3292) / Культура / Найти в Казани прикид для "Золотого минбара" - не проблема

Мусульманская мода

Найти в Казани прикид для "Золотого минбара" - не проблема

В преддверии Второго Международного фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар", который пройдет в Казани с 10 по 15 сентября, в галерее "Эбиволь" открылась выставка изделий дизайнера Флюры Калмурзиной. Головные уборы казанских татар, кожаные панно, бархатные сумочки "янчык", платья, камзолы - чего только не представлено в экспозиции мусульманской моды!

По окончании истфилфака КГУ Флюра Анасовна 36 лет преподавала историю, обществоведение, политэкономию и эстетику. Только выйдя на пенсию, она всецело посвятила себя любимому делу: созданию национальной одежды по собственным эскизам. Окончила курсы по изготовлению калфаков, освоила технику вышивки бисером по шелку и бархату, плетения макраме и плетения на коклюшках "нартынского" кружева...

Флюра Анасовна, по ее же собственному признанию, своим творчеством популяризирует костюм татар, проживающих в европейской части России. В нарядах для женщин от Калмурзиной нет хиджаба (платка), хотя головной убор - обязательный элемент костюма. Для туташ (незамужних девушек) - это миниатюрный калфак, для ханум (замужних женщин) - калфак иного покроя и шаль. В свое время Калмурзина сшила точную копию костюма Зулейхи-туташ Халитовой, в котором она стала победительницей конкурса татарского платья на балу в Санкт-Петербурге в 1898 году. Фотографию Зулейхи она увидела в книге "Татары Санкт-Петербурга". На туташ был крохотный калфак, шелковая белая шаль, вышитый бисером камзол из синего бархата с маленькими рукавами и из белой же ткани кюльмяк (платье) с оборками на подоле и рукавах. Причем Флюра Анасовна сшила этот комплект и для куклы Зулейхи, и для себя лично. Да-да, Калмурзина носит свое "творчество" на себе и в шутку называет себя "ходячим экспонатом"...

Она стала популяризировать национальные татарские одежды задолго до того, как в Казани появились специализированные магазины мусульманской моды. Но изделия Калмурзиной - товар штучный, который дизайнеры называют не иначе как "благородный фольклор" и "изысканный винтаж". А ассортимент специализированных магазинов, которых в Казани только четыре, эксклюзивными моделями не богат, но опровергает устоявшееся мнение, что мусульманское благочестие - это синоним скуки и монотонности. Там можно найти костюмы в тонкую полоску приятных "экологических" оттенков, юбки и сарафаны из джинсовой ткани, азиатские туники с воротником-стойкой и манжетами из гипюра, посаженного на ткань цвета тела, расшитые стразами хиджабы, тюбетейки... Во всех магазинных моделях соблюдены основные требования шариата: линия талии не подчеркнута (она завышена на 5 - 7 см), ноги закрыты юбкой или широкими брюками, рукава либо широкие книзу, либо с высокой застежкой, или растягиваемые из трикотажа (это позволяет совершать омовение рук до локтей).

На отсутствие клиентов магазины мусульманской моды не жалуются. Более того, в преддверии фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар" число покупателей растет. Говорят, что уже совершили шопинг самые знаменитые клиенты этих магазинов: снохи президента Шаймиева, жена тренера "Рубина" Курбана Бердыева и диджеи радиостанций "Курай" и "Татар радиосы"...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айя СУЛТАНОВА