Вечерняя Казань / № 147 (3297) / Культура / Коммунист Суслов помешал его работе с великим Антониони
"Золотой минбар"
Коммунист Суслов помешал его работе с великим Антониони
Говорят, своей хорошей репутацией в кругу профессионалов фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар" обязан прежде всего Одельше Агишеву. Один из лучших драматургов отечественного кино, пользующийся большим авторитетом в мире, он еще в прошлом году проявил к нашему фестивалю добрый интерес. А в этом возглавил отборочную комиссию и лично пригласил участвовать в "Минбаре" знаменитого режиссера Вадима Абдрашитова и "самого загадочного представителя отечественного кино" Шавката Абдусаламова. Культовые фигуры из мира культуры приехали в Казань не столько ради участия в "Золотом минбаре", сколько потому, что их пригласил сюда сам Агишев - автор сценариев таких фильмов, как "Влюбленные", "Нежность", "Любовь и ярость", "Юность гения"...
В номере отеля "Сафар", где мы с ним беседовали, то и дело трезвонит телефон: Агишев - нарасхват. Но Одельша Азамович умеет уделить время каждому своему гостю.
- Вчера на фестивале показывали фильм по вашему сценарию "Степной экспресс". Как восприняла его публика?
- Неплохо. Но вы лучше об этом меня не спрашивайте. Я был категорически против, чтобы этот фильм вошел в программу фестиваля. У "Экспресса" очень трудная судьба: столько конфликтов я пережил из-за него! Даже вспоминать неприятно.
- Вы имеете в виду конфликты сценариста с режиссером? Кстати, вас часто обижали режиссеры?
- Режиссеры всю жизнь обижают сценаристов. Как сказал один мой коллега, в кино сценаристам платят прилично за унижения. Сценаристы кино изначально в конфликтной ситуации: они ведь работают со словом, а порой сам кадр на экране бывает красноречивее текста, как кажется режиссеру... Конечно, бывают и счастливые союзы режиссера со сценаристом - такие как Феллини и Гуэрра, Абдрашитов и Миндадзе... Лично мне очень везло с Эльером Ишмухамедовым, это с ним мы создали "Влюбленных", "Шок", "Встречи и расставания". С Андреем Осиповым было приятно работать, мы сняли с ним документальные фильмы "Голоса" и "Охоту на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя".
- С режиссерами из дальнего зарубежья вам приходилось работать?
- Меня приглашал к сотрудничеству Микеланджело Антониони, он видел мои фильмы и хотел, чтобы я и Тонино Гуэрра написали сценарий к его новой картине. Но идеологический отдел ЦК КПСС элементарно запретил нам снимать этот фильм! Великого режиссера не любил коммунист Суслов, которому доложили, что фильм Антониони "Забриски Пойнт" не понравился американским властям, а документальный фильм "Китай" вызвал скандал в высших кругах Китая. Суслов боялся, что мы снимем "неправильный" фильм.
- Уже было известно, какой фильм, о чем?
- Да, это фильм "Бумажный змей". Мы с Антониони уже обсудили сюжет. Если коротко, то в основе сюжета притча о бумажном змее: как люди запускали в небо бумажного змея и привязывали к нему нити, а потом эти нити - километры нитей - опутали весь мир...
- Одельша Азамович, есть у вас сейчас готовые сценарии, которые ждут экранизации?
- Готов сценарий фильма о Заратустре - "Первый пророк". Он действительно был первым среди Лао Цзы, Конфуция, Будды... Есть у меня сценарий сериала о жизни Омара Хайяма. Но, как говорят режиссеры, сегодня снимать фильмы по такому материалу - слишком дорого.
- Рукописи этих сценариев лежат у вас на столике?
- Нет, это рукопись моей ученицы Айсылу Хафизовой, которая, кстати, живет в Казани. Читаю и убеждаюсь: она очень, очень талантливый человек! Я все жду не дождусь, когда она прорвется на большой экран. Мне все мои ученики дороги, болею за каждого.
- Живя в Казани, на большой экран сценаристу прорваться невозможно.
- Это потому, что кинематографа как постоянно действующего механизма в Казани нет. Вот сколько себя помню - он все здесь создается. Вчера шутили: может, не нужно создавать киностудию в Татарстане? Ведь как ни возьмутся - то война в стране начнется, как в сороковые, то страна распадается, как в девяностые. Если сейчас начнут создавать - вдруг Америка рухнет или еще что случится? Но это шутка. Своя киностудия Татарстану нужна. А начинать нужно с целевого курса во ВГИКе, пока еще ВГИК держит свою планку. И главное, чтобы "целевики", когда вернутся в Казань, оказались здесь нужными и могли работать на местной киностудии. Ведь уже сегодня здесь все есть, кроме нее. Есть профессиональные кадры, актеры великолепные, литература! Есть татары, которые живут не в Казани, но с удовольствием бы поработали на своей исторической родине - я, например, легендарный Шавкат Абдусаламов, который творил с Тарковским, мой молодой ученик Дмитрий Каримов, ученик Марлена Хуциева Фарид Давлетшин... В Татарстане даже первые опыты в кино есть!
- Вы про фильм Булата Мансурова "Сага о Волжской Булгарии"? Правда, что вы включили его в конкурсную программу "Золотого минбара" из жалости?
- Чушь! "Сага..." Мансурова - первый опыт рассказа языком кино истории Волжской Булгарии. Пройдет тысяча лет, а его фильм останется и будет считаться в этой сложнейшей теме первым! Уже в этом - заслуга Мансурова. Я считаю этот опыт удавшимся и принципиально против негативной оценки этого выдающегося труда. Задаваться вопросами, куда на самом деле Мансуров дел деньги Татарстана, выделенные на съемки этого фильма, просто отвратительно. Посмотрите фильм - ничего режиссер не украл у Татарстана. Там в кадре массовка из трех тысяч человек, в Голливуде собрать такие сцены стоит миллионы долларов, а Мансуров все это собрал за малые деньги. Я преклоняюсь перед этим человеком. Только из уважения к нему и потрясения после просмотра "Саги..." картина вошла в программу "Минбара". И уж никак не из жалости! Про жалость вообще в данном случае нетактично спрашивать.
- Почему?
- Хотя бы потому, что девиз "Золотого минбара" - "Веротерпимость и политкорректность". Я не люблю этот термин - политкорректность, если откровенно. Он мешает творческому поиску и ведет к штампам - типа если в кадре темнокожий, то он обязательно друг белокожего. Но терпимость, товарищеское сочувствие - это сегодня очень актуально. Из товарищеского сочувствия я включил в программу "Минбара" некоторые фильмы, которые никогда бы не показали на Венецианском или Каннском фестивалях. Но создатели этих фильмов не виноваты, что у них материальные трудности. Несмотря ни на что, они творят! И пусть эти работы увидит зритель, я считаю, ведь там, среди прочего, есть такие гениальные кадры, что ах! Кстати, уровень фильмов "Минбара" на голову выше в этом году, чем в прошлом. Есть совершенно замечательное кино мирового уровня, это я вам говорю совершенно искренне...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айсылу КАДЫРОВА