Вечерняя Казань / № 149 (3299) / Культура / "Феллини нет, Тарковского нет, Антониони снимать уже не будет, пусть снимает Шавкат..."

Авторское кино

"Феллини нет, Тарковского нет, Антониони снимать уже не будет, пусть снимает Шавкат..."

Отшельник Такваш в Казани

Самым необычным игровым фильмом, показанным во внеконкурсной программе "Золотого минбара", была "Сукровица" - первый режиссерский опыт художника и писателя Шавката Абдусаламова. Далеко не все зрители выдержали 86-минутную историю о простой посудомойке, уверенной, что человек, подобранный ею на улице в луже крови, есть не кто иной, как сам Иисус. Да и не у всех, посмотревших эту ленту до конца, оставались силы задаться непростым вопросом Абдусаламова: "Готовы ли мы, живущие сегодня, увидеть Его и принять Его?". Кто-то тихо плакал, кто-то был откровенно сердит.

Кстати, самым первым зрителем этого фильма был известный итальянский сценарист Тонино Гуэрра. И его оценка была такова: "Феллини нет, Тарковского нет, Антониони снимать уже не будет, пусть снимает Шавкат. Такие художники делают искусство. Поразительно, что есть еще в мире такие продюсеры, которые в наши дни поддерживают настоящее кино". А известный кинооператор Юрий Клименко сказал о фильме "Сукровица": "Это - Аталанта". Он имел в виду шедевр Жана Виго, получивший признание лишь 18 лет спустя после премьеры.

Удивительно, но кажется, что самому Абдусаламову безразлично, как воспринимает публика его кино. Говорят, однажды его раздраженно спросили: "Вы думаете о своих зрителях?!". А он спокойно и тихо ответил: "Нет". Эту историю вспомнил и рассказал после фестивального просмотра "Сукровицы" драматург Одельша Агишев. Он искренне считает Абдусаламова гением...

- Ну, что тебе рассказать, моя хорошая? - очень тихо и медленно, перекатывая в правой ладони пару тренькающих шариков для медитации, спросил меня Абдусаламов, когда нас представили друг другу.

- Расскажите о себе - кем вы себя ощущаете: художником, писателем, режиссером?

- Сначала я стал знаменит как художник. Мои картины находятся в Третьяковской галерее, в коллекции Нэнси и Нортона Доджей в США... Первая персональная выставка в 1972 году в Москве провисела всего несколько часов - ее сняли из-за религиозной тематики. Ее видели только мои друзья - Лариса Шепитько, Элем Климов, Гена Шпаликов, Альфред Шнитке, Андрей Тарковский... Андрей одним из первых приобрел мои картины - еще до того, как я стал главным художником фильма "Сталкер"... Потом, моя хорошая, я стал актером - в кинолентах Али Хамраева "Телохранитель" и "Триптих" был не только художником, но и актером... Кто я сейчас?.. Человек, который любит людей и животных... Который понимает животных и старается понять людей...

- А когда вы начали писать литературные произведения?

- В девяностые. В 1993 году в Парижском театре "Люсинер" поставили спектакль "Юрта Пассион" по мотивам моих текстов и картин. Я играл одну из главных ролей, но уже под другим именем - Такваш. Такваш - это Шавкат наоборот. Вывернул себя наизнанку... Мой псевдоним это теперь: в 1999 году вышел мой роман "Отшельник Такваш. Единорог. Из тетрадей скитальца по межконтинентальному пейзажу", который потом номинировался на премию "Букер". Лауреатом я не стал - "Букера" дали Акунину тогда...

- Специально учили французский язык, когда играли спектакли в Париже?

- Я с детства знаю французский. В Коканде, под Ферганой, в нашем детдоме работала Милания Ивановна Ткаченко, ученица Петрова-Водкина. Она меня научила. Мы были друзья... А потом меня нашел отец, когда его реабилитировали... У меня было нищее детство, очень нищее. Но рядом были прекрасные люди. Многих сейчас уже нет в живых, но связь с ними я ощущаю. Вот думаю, почему я приехал в Казань? Ну, да, да, Адик Агишев пригласил, спасибо ему. Но ведь не только Адик. Я думаю, меня позвал сюда мой дед, татарин. Он учился в Казанском университете... Мистическая связь... Давай я тебе покажу свои картины, я каталог привез... Те, кто внимательно рассматривал мои картины, часто задают мне один и тот же вопрос: почему в ваших многофигурных, многолюдных композициях каждый человек сам по себе? Когда пишешь, об этом не думаешь, но это правда. Это не плохо и не хорошо. Это факт. Каждый человек одинок, и каждый человек сам по себе есть кто-то. Это я и хочу подчеркнуть. Одиночество - это и знак индивидуальности, и знак невостребованности...

- На невостребованность вам грех жаловаться...

- Я не жалуюсь, я всегда верю своим чувствам. Чтобы понимать мое творчество, требуется одно: довериться чувствам.

- Герои ваших картин, это сразу бросается в глаза, очень печальные.

- И их жалко, да? Они хорошие. Они очень бедные, как я в детстве. Но они оптимисты, у них если и печаль в глазах, то она светлая... Моя хорошая, я устал...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА