Вечерняя Казань / № 157 (3307) / Субботний репортаж / У "барса" Брэтуэйта в Казани есть тезка-медведь

Судьба Фреда

У "барса" Брэтуэйта в Казани есть тезка-медведь

Этот Фред канадцу Фреду Брэтуэйту не просто тезка, а вроде крестника. Ведь именно в честь знаменитого вратаря "Ак Барса" члены спортинг-клуба "Казань" и дали медвежонку это звучное имя. Холят косолапого Фреда в "Казани" ничуть не меньше, чем хоккейную знаменитость: ему предоставлено отдельное жилье площадью 144 кв. метра (столовая, спальня и просторная игровая) в экологически чистой и живописной березовой роще, сбалансированное питание и условия для тренировок. А ведь мог стать беспризорником - медведем с трудной судьбой...

Родословная Фреда теряется в глуби башкирских лесов. Мама-медведица родила его прошлой зимой. Он впервые вышел на свет при трагических обстоятельствах: пришли охотники и убили медведицу, а медвежонка вытащили из родной берлоги и забрали в город.

А в городе - чего хорошего для медведя?! Не то что чего-нибудь хорошего, но даже и зоопарка в Уфе нет. Пару месяцев охотники держали мишку дома, мучились и люди (они-то - за дело: не убивай ради забавы!), мучился безвинно и зверь. Наконец решили выпустить его обратно в лес, засняв на память великий миг освобождения. Снимали минут сорок... а потом убрали видеокамеру, взяли мишку под мышки и увезли обратно. Не захотел медвежонок уходить в лес. Он же еще не успел узнать, с чего начинается родина, а может, уже догадался, что на этой родине ребенку в одиночку - хана. И продолжалось мучение.

Наконец по охотничьей цепочке известие о медвежонке с трудной судьбой дошло до Казани. Члены спортинг-клуба решили: берем. Привезли заморыша, назвали Фредом - "на вырост". И принялись растить: усиленное питание, витамины, ветеринарный уход, прививки...

Фред оказался замечательным парнем, веселым, общительным и талантливым. Самоучкой освоил вальс. А любимое занятие у него - взять в руки (именно так: в руки, поскольку он пользуется ладонями именно так, как это делают люди) здоровенную дрыну и пытаться продеть ее в висящую на цепи автопокрышку. Пока он еще не освоил эту премудрость - ведь он всего-навсего 8-месячный медвежонок, - вот от досады и лупит этой дрыной по покрышке. Но стоит его окликнуть, он радостно начинает ласкаться и играть. Так что, на мой взгляд, из него еще может вырасти человек не хуже многих.

- Учить бы его, да мы тренера не нашли, - сожалеет его главный опекун Рустам Ахметшин.

Мы с ним подходим к апартаментам Фреда, тот прижимает физиономию к решетке и призывно тянет лапы. "Играть хочет, - объясняет Ахметшин. - Он играть может часами!".

Смысл игры, с точки зрения Фреда, заключается в том, чтобы бросаться воспитателю на грудь, обниматься с ним и бороться. Но Рустам Азгарович сегодня не в форме: спецовки не надел, а когти у малыша - ого-го, джемпер впору списывать. И вместо игры мы (хорошо что личный фредов ветеринар, борец с кариесом, не видит) угощаем ребенка сахаром.

Сахар Фред съел, но потом показательно обиделся. Лег на пол, сосет лапу и при этом громко и горько стонет. Точь-в-точь младенец, сосущий палец от нехватки материнской ласки. Ну как отказать такому дитятку! И Ахметшин посылает за спецовкой... Фред счастлив.

А ведь была в начале фредовой жизни в спортинг-клубе попытка бегства. Поздно вечером Ахметшину позвонили домой: медвежонок забрался по растущему сквозь вольер дереву к "потолку", пролез через верхние прутья... и там засел. Медведи ведь могут спускаться только попой вниз, а попа у Фреда самостоятельно между прутьями решетки не протискивалась. Так он и сидел в ужасе, пока ехали сотрудники, специально вызванные для того, чтобы ночью снимать медведя с крыши... После этого случая поверх прутьев решетки натянули сетку-рабицу. А сбоку у медвежьего вольера стенки, как положено, двойные.

Впрочем, и Фред скоро привык к своему комфортабельному дому и желания покинуть его не выражает. "Уж лучше вы к нам!" - горячо сигнализирует он, увидев поблизости Рустама Ахметшина...

А перед членами клуба во весь рост встала новая проблема. "Девочку-медведицу того же возраста, что у нашего, хотели бы взять, - поделился Ахметшин. - Проблема: постарше - можно найти, а нашего возраста пока не можем". Все-таки друзья-люди - хорошо, но семья - она и для медведя святое дело...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ