Вечерняя Казань / № 162 (3312) / Культура / Солистка оперы и оперетты

Интервью "ВК"

Солистка оперы и оперетты

В воскресенье в БКЗ им. С. Сайдашева выездная труппа Московской оперетты сыграла "Летучую мышь" Штрауса. Партию Розалинды исполняла самая именитая актриса этого театра - заслуженная артистка России Елена Ионова.

Ионова - одна из немногих певиц в нашей стране, кто состоит в штате сразу двух столичных театров: помимо работы в Московской оперетте она является солисткой одного из самых скандальных и посещаемых театров - "Геликон-Оперы". Говорят, в этом театре есть специальная колонна возле стены, куда художественный руководитель Дмитрий Бертман запускает солисток: если она проходит между колонной и стеной, ее берут в театр. Иными словами, голосистые, но тучные артистки - вне эстетики этого театра. Прекрасное тому подтверждение - стройная красавица Ионова. Кстати, в разговоре с корреспондентом "ВК" певица слух о специальной колонне не стала опровергать, лишь рассмеялась:

- Проход между колонной и стеной - не железное правило Бертмана, не обязательный тест на профпригодность. Это шутка, но в духе талантливейшего Бертмана. Разумеется, у него свои представления, какой должна быть оперная певица, и он не берет в труппу тех, кто в эти представления не вписывается. В театре - немного, но все же есть крупные вокалистки, фактура которых в некоторых ролях идет только на пользу создания образа.

- Елена, а как вы попали в "Геликон-Оперу"?

- Я была уже достаточно знаменитой солисткой Московской оперетты, когда Дмитрий Александрович Бертман мне позвонил и сказал, что я ему нужна. Это было в 1998 году, он собирался ставить "Сказки Гофмана" Оффенбаха на французском языке и видел меня в роли Джульетты. Я согласилась принять участие в постановке, но перейти в "Геликон-Оперу" и оставить оперетту не решилась до сих пор. Работаю на два театра, мне это интересно, а главное - у меня получается. Приходится петь разными голосами: в оперетте я - сопрано, а у Бертмана в основном исполняю меццо-сопрановый репертуар.

- Дмитрия Бертмана называют самым непредсказуемым оперным режиссером, практически все его постановки становятся сенсационными событиями в мире культуры. Какой из его спектаклей вы бы назвали самым эпатажным?

- Они все чрезвычайно интересные, выделить какой-то один очень сложно. Если брать те спектакли, где занята я... Вот "Кармен" Бизе, например, он поставил в жанре криминальной драмы и только для взрослых. Я исполняю заглавную партию, моя героиня - проститутка, торгует наркотиками. Действие спектакля происходит в трущобах, все герои носят отрепье, только последний клиент Кармен, байкер, щеголяет в кожаной куртке с заклепками. Словом, в "Кармен" Бертмана нет никаких оборочек, рюшечек, розочек... Всю эту романтику он содрал и обнаружил под ней леденящий кровь уголовный сюжет... В "Мазепе" Чайковского, где я исполняю партию Любови Кочубей, критики после премьеры сравнили меня с учительницей из фильма "Завтра была война": моя героиня была похожа на эсэсовку...

- Вы были заняты в его последней постановке - спектакле "Упавший с неба" по мотивам оперы Прокофьева "Повесть о настоящем человеке"?

- Да, я играю там роль медсестры. При упоминании этого произведения люди обычно усмехаются: а-а, это там хор поет "отрежем Мересьеву ногу"? Ничего этого в партитуре нет! Дмитрий Александрович выбрал из трехактной партитуры лучшие эпизоды: очаровательную хоровую песню "Зеленый дубок", колоритные танцы, потрясающую по трагическому накалу сцену бреда Мересьева. И ввел несколько номеров из самого популярного произведения Прокофьева - кантаты "Александр Невский". Получился гениальный спектакль-коллаж в декорациях, воссозданных по мотивам фотохроники недавней авиакатастрофы в Иркутске... Бертман - абсолютно мой режиссер, я принимаю все его решения, всегда доверяю его вкусу. Сейчас он ставит "Бориса Годунова" Мусоргского, я репетирую партию Марины Мнишек.

- Вам не кажется, что, отказавшись от продолжения опереточной карьеры, вы бы достигли более значимых результатов в "Геликон-Опере"?

- Есть такое. Не зря же говорят: за двумя зайцами погонишься... Если бы я пришла в "Геликон-Оперу" совсем молодой, то, безусловно, моя оперная карьера сложилась бы удачнее. У меня ведь были в свое время контракты в Австрии, Италии... Но я пришла в оперу, когда уже сделала имя в оперетте. В оперетте я сейчас работаю с наслаждением, а в опере все еще набираю вес... Понимаете, сейчас в оперных театрах ценят молодых. Если актрисе сорок - все, она уже неинтересна. Так, например, считает мой друг - режиссер Александр Титель из театра Станиславского и Немировича-Данченко. Я с ним не согласна, мне это непонятно. Я, наоборот, считаю, что сорок лет - это для вокалиста возраст расцвета.

- Помимо работы в двух театрах чем еще заполнена ваша жизнь?

- Свободного времени катастрофически не хватает. Живу работой и внуком. Родился у меня недавно внук - гуляю с ним по утрам, мне это в радость...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА