Вечерняя Казань / № 172 (3322) / Социальные проблемы / Депутаты с испугом обнаружили, что Тукай - бездомный

Кто в Тартарию, кто в бордель

Депутаты с испугом обнаружили, что Тукай - бездомный

К процедуре второго чтения проекта республиканского бюджета-2007 в Госсовете РТ проект №1 сменится проектом №2. Первый исходил из экспортной цены на нефть в 57 долл./баррель, но параллельно в минфине разрабатывали второй, "аварийный" (в расчете на 50 долл./бар.). И вот он-то теперь считается наиболее реалистичным. При этом, как заверили "ВК" в Минфине РТ, сокращению подвергнут лишь план доходов, а план расходов остался прежним. Так что дефицит бюджета растет. Между тем в среду комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам пересматривал расходы бюджета-2007 в сторону увеличения.

Прибыль - категория не театральная

Финансирование театров в следующем году предполагает волнующее их новшество: все основные театральные расходы, как и прежде, компенсирует бюджет, но фонд зарплаты бюджетные деньги наполнят лишь на 60 процентов, а недостающие 40 должны быть покрыты собственными доходами театров.

- Заставлять нас зарабатывать деньги... - возмутился главреж Качаловского Александр Славутский. - Может, тогда открыть на месте театров кабаре и публичные дома?!

Директор же этого театра стал драматически оглашать весь список расходов. На словах "налог на прибыль" его перебила первый замминистра экономики РТ Алевтина Кудрявцева: "А почему вы платите налог на прибыль?". Ведь этот список производил впечатление (во всяком случае, должен был производить, по авторскому замыслу), что при таких-то расходах никакой прибыли у театра и быть не может.

- Вот! - Александр Славутский бурно обрадовался вопросу, свидетельствовавшему о действенности его режиссерской задумки. - Меня пугали Кудрявцевой, но когда вы спросили про налог на прибыль, я сразу понял, что вы все понимаете правильно!

- Так почему же вы его платите? - сама Алевтина Кудрявцева понимала, что до правильного понимания феномена уплаты налога на несуществующую прибыль еще далеко, но твердо вознамерилась достичь этого понимания.

И это, по-моему, уже становилось опасным для режиссерского замысла, направленного на увеличение финансирования. Ведь либо у театра нет грамотного бухгалтера, вследствие чего деньги необоснованно утекают из бедного театра в богатую налоговую инспекцию, либо у него все-таки есть прибыль... В общем, мне показалось, не зря Славутского пугали Кудрявцевой.

Безотчетная радость бытия

Творческие союзы не оставляют борьбы за бюджетное финансирование. Председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин указал на методологическую путаницу в общественном сознании:

- Многие думают, что творческий союз - это так, люди встречаются, обсуждают свои творческие планы... Может, где-то и так, но у нас вся творческая деятельность - это творческие союзы! Гимн Татарстана - это мы...

А многие-то действительно думали, что гимн Татарстана - это Рустем Яхин.

- У меня, - осторожно заметила Алевтина Кудрявцева, - особое отношение к финансированию общественных организаций...

Это "особое отношение", к слову, разделяют Счетная палата и прокуратура, настаивающие на незаконности траты бюджетных средств на "общественность". Зато его не разделяет главреж Славутский, что он и продемонстрировал этой корректной даме:

- А что лучше - творческий союз или бордель? Ну, у вас, я вижу, особое отношение...

- О борделе не я говорила, - негромко парировала Кудрявцева.

Впрочем, деньги творческим союзам, по-видимому, все-таки дадут, но оформят как субвенции (средства под конкретные проекты). А союзы настаивают на прямых субсидиях (просто на существование). Потому что отчитываться за проавансированные проекты - мука для всякого творческого человека.

- Какую книгу написал да готова ли она... - перечислял Туфан Миннуллин. - Такими мелочами замучают!..

Атласная лихорадка

Но есть книги, затраты на которые мелочью никак не назовешь. "Атлас Тартарии. Евразия на старинных картах. Мифы. Образы. Пространства" (под научным руководством госсоветника при президенте РТ Рафаиля Хакимова) может стоить бюджету 13,5 млн. рублей - это больше, чем мечтают получить все творческие союзы вместе взятые. Парламентский комитет по культуре предлагает закупить 4,5 тыс. экземпляров этой роскошной мифологии для библиотек республики, включая школьные. Каждая эта книжка обойдется в 3 тыс. рублей.

У частного московского издательства, куда отправятся эти деньги, это уже не первый подход к освоению благодатной Тартарии. Лишь в прошлом году здесь уже издавали подготовленный тем же Институтом истории АН РТ атлас "Tartarica. История татар и народов Европы". Но сокровищница еще не вычерпана; можно, например, заказать атлас "Tartarica. Соус тартар и европейский миф о татарах". Ведь, придумав этот соус на базе майонеза и корнишонов, французы полагали, будто татары ("тартары") питаются в основном солеными огурцами... Издание вполне можно закупить для неотложных нужд школьного общепита.

Этот памятник - у кого надо памятник

Обсуждение вопроса о состоянии памятников культурного наследия в парламентском комитете по культуре могло стать часом грома и молнии, но оказалось больше похожим на минуту смущенного молчания. Ведь парламентарии неожиданно увидели, в какую сторону полетели бы их громы и молнии, вздумай они их метать.

Ровно месяц назад Рустам Минниханов подписал постановление, и список этого культурного наследия сократился еще на пять единиц. Это памятники архитектуры и истории: флигель усадьбы купца Константина Оконишникова (К. Маркса, 49), дом татарского либерала Саид-Гирея Алкина (Тукая, 71), дом профессора Франца Елачича (Бутлерова, 12), а также дома, где жили артист и режиссер Шакир Шамильский (Чернышевского, 25/26) и сам Габдулла Тукай (знаменитые номера "Булгар", Татарстан/Кирова, 14/59). Первые 4 объекта выведены из числа охраняемых, а номера "Булгар" - из числа не подлежащих приватизации.

История появления этого постановления небезынтересна. Инициатива принадлежала мэру Ильсуру Метшину, но непосредственно продвижением идеи занимался руководитель аппарата кабмина Шамиль Гафаров. В августе он переправил это предложение на отзыв министру культуры. Зиля Валеева ответила, что исключить объект из списка памятников можно лишь на некоторых законных условиях (при наличии экспертизы, документов, подтверждающих, что памятник фактически не существует, и т.д.) - а в данном случае ни одно из этих условий не соблюдено.

Тем не менее 15 сентября Рустам Минниханов подписывает это постановление, которое, однако, официально не публикуется. А 26 сентября Шамилю Гафарову отправляет письмо директор ОАО "Центр "Здоровье". В письме указывается: дома по ул. К. Маркса и № 25/26 по ул. Чернышевского недостаточно вывести из Государственного охранного реестра, нужно еще и исключить из перечня не подлежащих приватизации, а этого постановление кабмина не предусмотрело. Что препятствует центру "Здоровье" зарегистрировать право собственности на эти здания и вести строительство на этом месте. Руководителю аппарата кабмина, можно сказать, ставят на вид некачественное исполнение поручения.

Об этом новообразованном центре "Здоровье" действующие руководители лечебных учреждений мало что слыхали. Зато известен его юридический адрес: Ершова, 3, историческое здание казанской инфекционной больницы №2. А это здание, судя по возводимой сейчас ограде, которая объединяет его со строящимся реабилитационно-оздоровительным комплексом, так же, как и бывший санаторий "Казанский", отдано под патронаж нефтяников.

- Мне в кабмине дали объяснение, - сказал председатель комитета по культуре Разиль Валеев, - что в бюджете средств на реконструкцию памятников нет, и если их не передать инвесторам, то никто не будет вкладывать в это деньги.

А что будет, если передать, понятно по свежему примеру дома Елачича на Бутлерова, 12. Находившийся, как указано в письме министра культуры от 7 сентября, "в удовлетворительном состоянии", сегодня он уже не существует.

Марина ЮДКЕВИЧ