Вечерняя Казань / № 190 (3340) / Горячие материалы / Костю унесла белая лошадка

Дети и вирус

Костю унесла белая лошадка

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом. А для персонала республиканской клинической инфекционной больницы №2, куда свозят со всего Татарстана детей-отказников, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, каждый день - день борьбы и тревоги за малышню: только бы не подтвердился ВИЧ у Наташеньки, у Русланчика, у Дениски, у Алинки... Хотя сами медики никакими такими героическими борцами себя не считают - некогда им со СПИДом бороться, надо вон памперсы детворе менять и попки мыть.

В 2000 году в Татарстане родился первый ребенок от ВИЧ-инфицированной матери, и это стало сенсацией местного масштаба (как позже выяснилось, мальчик оказался здоровым). В том же году на свет появились и другие дети "от ВИЧ", у которых анализ оказался положительным, но поскольку они не были "первенцами", их рождение осталось незамеченным широкой общественностью.

- А первый отказной ребенок от ВИЧ-инфицированной матери появился в 2001 году. Алину привезли к нам 26 февраля, - вспоминает зав. отделением патологии новорожденных РКИБ №2 Константин Сушников.

В отделении хорошо запомнили эту дату, ведь доставка "сомнительной" отказницы сопровождалась целым рядом инструкций: персоналу отделения рекомендовали надеть двойные халаты, нарукавники, перчатки, защитные очки и шлем-маску. Медики попробовали выполнить инструкцию...

- Но через пять минут мы от нее отказались, - признается Сушников. - Такая экипировка напоминала водолазный костюм, дети в отделении перепугались нашего вида и принялись реветь. Да и работать в таком виде было неудобно.

Сейчас персонал экипируется по всей форме только при потенциально опасных контактах (с кровью детей), ведь известно же, что СПИД по воздуху не передается, к чему глупая перестраховка?

- Они и играют у нас все в одном зале - ВИЧ-положительные с ВИЧ-отрицательными. И мы с ними вместе, - показала нам педагог отделения Гулия Дубровина, как проводит досуг брошенная ВИЧ-родителями малышня: самой старшей из воспитанников отделения Марине - 2,5 года. Она ВИЧ-положительная.

Кроме Марины ВИЧ подтвердился еще у пятерых детей, которые прошли за эти годы через отделение патологии инфекционной больницы. А всего с 2001 года здесь побывало 43 ребенка из 557 рожденных в Татарстане детей "от ВИЧ". Как выяснилось, несмотря на то что большая часть ВИЧ-инфицированных матерей - наркоманки или проститутки (либо "два в одном"), в отказники попадает меньшая часть детей. Малышей забирают если не мамы с папами, то бабушки с дедушками и другие родственники. Те, от кого отказались все, попадают в больницу.

Что происходит с детьми после того, как выяснится, есть у них ВИЧ или нет? "Отрицательных" передают в дома ребенка, а там многих усыновляют. К примеру, первая отказница Алина, а с ней еще двое воспитанников отделения живут сейчас в Испании с приемными родителями.

С "положительными" сложнее - их передавать некуда. В Татарстане несколько раз порывались открыть какое-нибудь специализированное отделение для ВИЧ-инфицированных детей или обустроить в качестве приюта для них какой-нибудь детский садик, но эти попытки пока ничем не закончились. Так что дети находятся в отделении до тех пор, пока их судьба как-нибудь не решится сама собой. А она, как это ни покажется удивительным, решается у них счастливо.

С ноября прошлого года по август этого в отделении патологии по проекту Красного Креста работали волонтеры - воспитатели, соцработники... И до того доработались, что две женщины решили забрать домой ВИЧ-инфицированных малышей (у обеих приемных мам есть собственные дети). Так что на прошлый Новый год в отделении со слезами радости проводили в приемную семью Егорку, а недавно передали "новым" родителям Костика. В отделении нам рассказали красивую историю про то, что Костю унесла на крыльях белая лошадка. Эту лошадку с серебряными крылышками, да еще и поющую ВИЧ-инфицированному мальчику Косте подарил один добрый человек. В день, когда Казань пышно праздновала свой 1001-й день рождения, в отделении патологии инфекционной больницы тихонько праздновали первый день рождения Кости и желали ему, чтобы белая лошадка унесла его в новую, счастливую жизнь. Вот она и унесла...

- Перед тем как передать ребенка в приемную семью, я лежала с ним на обследовании в другой больнице. Так, знаете, там врачи предупредили наших соседей по палате: к вам положат ВИЧ-инфицированного. Хотя, по правилам, они не должны давать такую информацию, ведь ребенок не представляет никакой опасности, - рассказала воспитатель Гулия Дубровина. - Хорошо, что люди оказались нормальные, отреагировали на нас спокойно.

Персонал отделения патологии новорожденных уже привык к тому, что их воспитанников боятся как огня не только непросвещенные обыватели, но и врачи - медики из других больниц, к примеру, отказываются принимать к себе на операции даже тех детей, у которых подозрения на ВИЧ уже сняты: "Уж лучше мы к вам".

- Увы, пока даже у медиков не сформировалась культура обращения с ВИЧ-инфицированными, - констатирует главный врач Республиканского СПИД-центра Олег Романенко. - Тем не менее я сейчас отказался от мысли, что ВИЧ-инфицированным детям нужна какая-то специальная резервация. Нигде в мире такого нет! В конце концов, по федеральному закону таких детей должны принимать в обычные дома ребенка. Другое дело, что сегодня они их не берут, боятся. Но мы будем этого добиваться.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Ольга МАЧНЕВА