Вечерняя Казань / № 191 (3341) / Субботний репортаж / В жизни всегда есть место Новому году

В жизни всегда есть место Новому году

Письмецо в конверте погоди, не рви

Начало зимы опять приносит важную весть: Новый год уже скоро. Теперь важно, чтобы ощущение радости по этому поводу не слишком омрачалось предвкушением неизбежного разочарования. Ведь, как ни крути, чем ближе долгожданный праздник, тем ближе и его окончание, а каждый знает: после Нового года зима практически теряет смысл. И все эти зимние штуки (внезапный мороз, иней на ресницах, потом снегопад и сугроб до середины окна), в декабре столь увлекательные в качестве увертюры к грядущему празднику, в январе уже не более чем скучное напоминание: мерзнуть предстоит еще месяца три.

В сущности, Новый год - единственный способ вступить в прямой контакт с Временем. Для того, вероятно, и придуман этот праздник - момент, когда настоящее, прошлое и будущее могут слиться перед тем, как разбежаться в противоположные стороны. Острое ощущение. Ну а для тех, кому мало испытать его лишь раз в году, есть старые новогодние открытки. И как раз вчера в торговом центре "МЕГА-Казань" открылась выставка этих открыток из коллекции московского филокартиста Павла Цуканова: они наглядно демонстрируют, что делалось в России со временем в прошлом, XX веке.

Первые в экспозиции открытки - поздравления с Новым 1919 годом - и на открытки-то не похожи как в нашем современном, так и в дореволюционном понимании. Вместо глянца - желтый картон, вместо "С Новым годом!" - "Вперед за власть рабочих и крестьян!".

Это впечатление, что распалась связь времен, усиливает открытка-приглашение на Рождество 1919 года. Странная на ней, во-первых, дата: вскоре после октября 1917 года Советская Россия перешла к григорианскому календарю, и Рождество в стране православные стали отмечать в январе, а этот рождественский вечер назначен на 25 декабря. Но эта странность времени объясняется и поглощается второй, еще большей, странностью места проведения вечера: и елка, и "оркестр музыки под управлением Н. Сорокина", и "артисты-любители трех трупп", и "разнообразный дивертисмент, песни, куплеты, танцы" - все это должно было состояться... в Театре военнопленных лагеря Гамельн! В немецком лагере, где и после окончания 1-й мировой войны продолжали удерживать офицеров российской армии, сохранивших, как видим, верность дореволюционному летосчислению и прочим культурным привычкам...

А вот открытки времени Великой Отечественной. На них удачу в новом году обещает не Дед Мороз, а суровый боец с винтовкой. "К новым победам!" зовет открытка на рубеже нового 1942 года (только что была первая победа - под Москвой), через год открытка поздравляет "С грядущей победой!". А поздравление "С Новым годом - годом Победы!" выпущено к... 1944 году. Кто-то в Госполитиздате очень торопил время (и дай-то бог, если более могущественное госведомство к концу года не заставило его поплатиться за преждевременно возбужденные в советском народе надежды)...

И послевоенное время было тяжелым, но осетры и белуга в ресторанах водились! - хочется заметить, обнаружив открытку-приглашение на встречу Нового 1954 года в ресторане "Нева". В программе вечера - шесть холодных закусок (не без икры зернистой), "валован с курицей, белуга в рассоле, куропатка жареная", шампанское (разумеется, "Советское").

По календарю, помещенному на новогодней открытке 1955 года, с удивлением обнаруживаем: на весь год наши родители имели всего 6 нерабочих праздничных дней. Да мы в одни только прошлогодние новогодние каникулы дольше праздновали!

- Ну а это - Гурченко! - мужчина с женой, дочкой и тележкой с покупками глянул на стенд 60-х и опознал в открыточной даме с осиной талией символ времени. Когда-то - нового, теперь - давно минувшего.

- Пап, ну смотри же! - дочка тянет к открыткам 80-х, где сусальные Деды Морозы, барышни с муфточками, аполитичные, а потому особо симпатичные зверушки...

А мама со смущенной улыбкой застряла в 70-х. Что она там высматривает в этих открытках, на одной из которых, наверное, год ее рождения? Может, хочет увидеть своих папу и маму - какими они были, когда дарили друг другу эти расписные кусочки картона?

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ