Вечерняя Казань / № 195 (3345) / Проблемы экологии / "Живую" воду обогащают до состояния "мертвой"

Что пьем?

"Живую" воду обогащают до состояния "мертвой"

Остерегайтесь передоза... фтора

Диаметрально противоположную реакцию вызвали выступления начальника отдела Росприроднадзора по РТ Зои Каримовой и профессора КГМУ Анатолия Иванова на "круглом столе", прошедшем в рамках завершившейся вчера в Казани международной научно-практической конференции "Эколого-гидрологические проблемы изучения и использования водных ресурсов". Если чиновницу засыпали вопросами, явно рассчитывая посадить ее в лужу, то профессор сорвал овацию.

На "круглом столе" говорили исключительно о питьевой воде, в том числе об одноименных республиканских программах, одна из которых уже завершена (по срокам, но не по объему), а другая только стартовала. Стоило только Зое Каримовой похвастаться достижениями по части очистки воды, поступающей в наши квартиры, и выпуска бутилированной питьевой воды, как на нее обрушился вал критики.

- Водоподготовка превращает биологически активную воду в неактивную. В результате мы пьем не воду, а химическое вещество H2O, полученное из воды под воздействием химических реагентов, - заявил профессор из Екатеринбурга. После чего, апеллируя к опыту голландцев, указал как на главный недостаток республиканской программы "Питьевая вода" на то, что акцент в ней сделан на водоподготовке, а не на самом источнике воды.

Попытки Каримовой объяснить, что это не она придумала, особого успеха не имели, и к гостю с Урала присоединился один из бывших руководителей "Татарстангеологии" Станислав Поляков:

- Сегодня в Татарстане в естественном состоянии разливается только "Услонская", "Раифская" и "Хотнинская" питьевая вода. И только в последнем случае мы имеем дело с месторождением с оцененными запасами и изученным качеством. Следовательно, нет никакой гарантии, что через день или месяц вода, разливаемая из двух первых источников, будет соответствовать по химическому и микробиологическому составу той, которую мы получаем сегодня.

А уж после выступления профессора Иванова вера аудитории о пользе бутилированной питьевой воды была подорвана окончательно.

- Чем больше вода обрабатывается (Каримова сказала, что питьевая вода высшего качества проходит в РТ пять стадий очистки и обогащения. - Е.А.), тем хуже она становится, - категорически заявил он. - Поэтому в развитых европейских странах воду сначала очищают, снова закачивают под землю, и потом получают воду для питьевых целей. А ведь она играет огромную роль для человеческого организма, в котором под влиянием и с участием воды каждую минуту происходит более 100 тысяч биохимических реакций. Если вода не того химического состава, то на определенном этапе непременно появляются свободные радикалы. А раз свободные радикалы появились, все...

Нарисовав жуткую картину того, что свободные радикалы могут натворить с человеческим организмом, профессор Иванов призвал руководство республики к тому, что "надо мобилизоваться и поменять трубы", степень износа которых в Казани составляет около 50, а по республике 70 процентов. Иначе какую бы хорошую воду ни поставлял нам Водоканал, качество ее в результате транспортировки до наших квартир заметно ухудшается. По его мнению, надо не наращивать выпуск питьевой бутилированной воды, а сделать так, чтобы питьевая вода текла из крана.

- Нельзя пить бутилированную воду каждый день, потому что никто не знает, что нам туда налили, - сказал Иванов, имея в виду большую долю контрафактной продукции, выпускаемой под прикрытием раскрученных брендов, что, кстати, подтвердила и Каримова.

Досталось от профессора и легальным производителям питьевой и лечебной воды, которая, по его мнению, должна продаваться только в аптеках. Чего уж говорить о простых смертных, если чиновники минздрава, по словам Анатолия Иванова, стаканами пьют лечебную воду, тогда как ее можно употреблять лишь по столовой ложке за 15 минут до еды. Да и куда бедному крестьянину податься, если в киосках вдоль челнинской трассы под видом питьевой торгуют исключительно лечебной водой, неумеренное употребление которой может привести к весьма печальным последствиям.

Под занавес своего выступления ученый муж категорически предостерег присутствующих от употребления "обогащенной" питьевой воды, особенно если на этикетке написано, что в ней содержится фтор:

- Нанотехнология, о которой тут сегодня говорили, не обогащает воду, а, наоборот, делает ее мертвой. Обогащать воду йодом совершенно бессмысленно, так как то же его количество я все равно получу вместе с другими продуктами. А обогащать ее фтором просто нельзя, так как дозирующих его установок в стране практически нет. Передоз фтора очень опасен, так что, обнаружив на этикетке упоминание о нем, лучше поставьте бутылку обратно.

Евгений АКСЕНОВ