Вечерняя Казань / № 201 (3351) / Правоохранение и криминал / "Я была избита не пьяным мужем, а депутатом"

Дело о прошлогоднем пляже

"Я была избита не пьяным мужем, а депутатом"

Завтра заканчивается последний срок предварительного следствия по делу о нанесении неустановленным лицом телесных повреждений жительнице Елабуги Фание Зуевой, которое было возбуждено полтора года назад. Дело очень сложное: ведь женщина утверждает, что побил ее не кто иной, как депутат местного совета Леонид Барышев. Но господин Барышев не является на опознание даже по повестке следователя, ссылаясь на занятость. Ведь кроме депутатских обязанностей на него возложены и обязанности по руководству одним из крупных межрегиональных пищевых холдингов.

Летом прошлого года Фания Зуева работала кассиром на Елабужском городском пляже - принимала плату за проезд на его территорию. По ее словам, 6 августа в 14 часов 20 минут на пляж пытался проехать "Lexus" с пассажиркой в салоне. Когда она напомнила, что сначала надо заплатить, водитель вышел из машины, грубо оскорбил ее и ударом кулака в лицо повалил на землю, пару раз пнул, а потом спокойно сел в машину и уехал, сорвав при этом шлагбаум. Как записано в акте судмедэкспертизы, "у Ф. Р. Зуевой установлены телесные повреждения в виде кровоподтека правой ушной раковины, ссадины, сотрясения головного мозга, кровоподтеков левого предплечья и задней поверхности левого бедра".

Ну, согласитесь, подлец? Многочисленные загорающие, ставшие очевидцами этого безобразия, согласились. И даже запомнили номер иномарки. Но после того как в Елабужском ГРОВД, куда гражданка Зуева незамедлительно обратилась, установили, что "Lexus" принадлежит депутату и бизнесмену Леониду Барышеву, согласных заметно поубавилось. Засомневался народ в том, что такой уважаемый человек может так оскандалиться. Вот и дознаватели Елабужского ГРОВД, видимо, засомневались. Нет, после проверки фактов они все же усмотрели в действиях водителя "Lexsus" состав преступления, предусмотренного статьей 115 УК РФ - "причинение легкого вреда здоровью". Но поскольку эта статья - в юрисдикции мировых судей, дознаватели отказали Зуевой в возбуждении уголовного дела и направили материалы проверки в мировой суд. А там отказались возбуждать дело на том основании, что данных о личности мужчины, избившего кассиршу, дознаватели не представили. В общем, замкнутый круг получился.

Уголовное дело по заявлению гражданки Зуевой было возбуждено лишь через три месяца - после многочисленных жалоб пострадавшей во все инстанции: начиная с республиканской прокуратуры и администрации президента РТ и заканчивая управлением президента РФ.

"Считаю, что отношение органов прокуратуры ко мне является унижением, - написала гражданка Зуева в письме президенту Татарстана. - Я была избита не пьяным мужем, а депутатом, не в ходе бытовой ссоры, а при исполнении распоряжения главы администрации. Судя по тому, каким образом расследуется уголовное дело, и по тому, как на это реагирует елабужский городской прокурор, лицо, совершившее преступление, не будет наказано, а мои права не будут защищены государством". В конце концов все жалобы были спущены прокурору РТ Кафилю Амирову, а оттуда - елабужскому городскому прокурору Ивану Еремееву. И 12 октября он все-таки постановил возбудить уголовное дело. Правда, лишь по факту умышленного причинения легкого вреда здоровью. Но дело забуксовало на первом же этапе - при установлении личности подозреваемого и его розыске.

С личностью, по мнению Фании Зуевой, у следствия проблем не должно было возникнуть. Ведь Леонид Барышев довольно часто был героем сюжетов местных телеканалов и городских СМИ. А по фотографии его жены Зуева твердо опознала пассажирку той самой злополучной иномарки. Но ведь из этого еще не следует, что за рулем был муж. Может быть, другой какой родственник? Необходимо провести опознание по полной форме: со статистами, понятыми и адвокатами. Но почему следователь до сих пор не в силах совершить это несложное следственное действие, ни потерпевшая Зуева, ни ее адвокат Фандас Хайруллин не понимают.

- Моя подзащитная несколько раз пыталась попасть на прием к городскому прокурору, но все бесполезно, - говорит Хайруллин. - Ей уже в открытую говорят: мол, над тобой весь город смеется. Чего, дескать, ты добиваешься?

А добивается женщина ответа на простой вопрос: если перед правоохранительными органами все равны, почему же бизнесмен и депутат Леонид Барышев равнее? Вот ведь на днях даже премьер Великобритании Тони Блэр явился на допрос в полицию по первому же требованию. Корреспондент "ВК" попыталась получить ответ на этот вопрос у елабужского прокурора. Но даже задать его не смогла.

- Да вы что! - искренне удивилась моей наивности секретарь Ивана Еремеева, когда я дозвонилась до приемной и представилась. - У нас прокурор даже местным газетам интервью не дает, не то что...

Пришлось "брать интервью" через посредника - старшего помощника прокурора РТ Ильдара Мухамедзянова.

- Как мне объяснил елабужский городской прокурор, повестки Барышеву посылали, - сказал Мухамедзянов. - Но он очень занятый человек - постоянно в командировках. А достаточных оснований для принудительного доставления пока нет. Насколько я понял, в деле нет показаний ни одного свидетеля, который мог бы подтвердить версию Зуевой. Да и она сама сначала утверждала, что не знает, кто ее избил, а потом увидела Барышева по телевизору и "узнала".

Но хотя в отличие от городского прокурора Леонид Барышев не отказывает местным СМИ, взять у него "интервью" "ВК" тоже не удалось. Несмотря на то что я названивала в приемную руководителя холдинга целый месяц, ответ был один: с вами свяжутся. Впрочем, нельзя же всерьез надеяться на то, что человек, которому некогда реагировать на повестки из прокуратуры, станет связываться с корреспондентом.

- Я не удивлюсь, если это уголовное дело, предварительное следствие по которому длилось полтора года, в конце концов будет приостановлено в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, - говорит адвокат Зуевой Фандас Хайруллин. - Удивляет другое - что оно не установлено за полтора года. Ведь это же не убийство, по которому в качестве свидетеля проходит только сам убитый, который, как вы понимаете, опознать преступника не может. Здесь что-то другое. Средь бела дня на глазах всего пляжа избивают женщину - и следствие заходит в тупик.

Елена МЕЛЬНИК