Вечерняя Казань / № 26 (3384) / Правоохранение и криминал / Прокурорскими бы устами да мед пить!
Слово - в дело
Прокурорскими бы устами да мед пить!
"Дальше Сибири не угонят, а в Сибири тоже солнце светит" - это цитата не из шансона, а из составленного прокурором республики Кафилем Амировым сборника пословиц и поговорок разных народов о праве и законности, ставшего настольной книгой государственных обвинителей.
О том, зачем прокурору, поддерживающему в суде обвинение, черпать из кладезя народной мудрости, говорит уже само название сборника: "Метко сказать - порок наказать". Тем более в условиях строгого соблюдения состязательности сторон. И особенно в суде присяжных, которых гособвинитель должен убедить в своей правоте. А что может быть убедительней, чем проверенная веками народная мудрость? По словам прокурора РТ, присяжные могут не уловить каких-то юридических тонкостей, их убеждает внешний вид, манера выступления государственного обвинителя. "Люди с улицы" в отличие от профессиональных судей могут не оценить по достоинству сухую и деловую речь прокурора, одетого в мундир, застегнутый на все пуговицы, и оперирующего только голыми фактами, а поддаться очарованию адвоката, который, как поется в песенке про Элис, "красиво одевается, красиво говорит, а мы с такими...", ну и так далее.
- Если прокурор сыплет сухими фразами, - говорит Амиров, - на третьей минуте его речи заседатель начинает зевать и теряет всякий интерес к ее содержанию, выходит в совещательную комнату и выносит преступнику оправдательный вердикт.
А с помощью сборника на каждое действие адвоката прокурор быстро найдет противодействие, и закон о неотвратимости наказания восторжествует с такой же неизбежностью, как, например, любой закон физики. Тем более если в оглавлении сборника пословиц и поговорок, как в УК РФ, все разложено чуть ли не по статьям. Тут каждое слово просто просится в дело! Например, в статье... простите, в разделе "воровство" для гособвинителя - раздолье: от затасканного "На воре шапка горит" до изысканного с подтекстом: "Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют". Согласитесь, что "Год торгуй, два воруй, три в яме сиди" гораздо интеллигентнее звучит, чем расхожее "украл, выпил, в тюрьму"? А вот пословица "Вор не бывает богат, а бывает горбат" в наше время, на мой взгляд, неактуальна. Лучше уж знаменитое жегловское: "Я сказал, горбатый!" или "Вор должен сидеть в тюрьме". И уж совсем опозорится перед присяжными гособвинитель, если процитирует такую пословицу: "Ни у одного вора нет каменного дома".
В разделе "взяточничество" прокурору предлагаются такие перлы: "Одари судью, так не посадит в тюрьму" или уж вовсе разухабистое "Ах, судья, судья: четыре полы, восемь карманов!". Правда, у нас пока ни одного служителя Фемиды не осудили за взятку. Честные они у нас. Только против народной мудрости не попрешь - от народа про судей, оказывается, доброго слова не дождешься: "Суд прямой, да судья кривой", "Неправдою суд стоит", "Не бойся суда, бойся судьи", ну и так далее. Украсит свою речь прокурор подобными высказываниями, а судья вдруг возьмет и обидится - оправдает злодея.
- Мы очень долго спорили, стоит ли включать в наш сборник подобные пословицы и поговорки, - объясняет Кафиль Амиров. - Но ведь про неправедный суд гособвинители часто говорят в кассационной и надзорных инстанциях, когда, предположим, в первой инстанции по делу вынесен оправдательный приговор. Тут один товарищ, не буду называть его по имени, говорит мне, дескать, что это вы наш суд так уж. А я говорю, это не мы - это народное творчество!
Даже про свидетелей гособвинителю теперь есть что сказать. Например, про своего свидетеля: "Хлеб-соль ешь, а правду режь!". Ну а про свидетеля защиты: "Вор ссылается на свидетеля". Судя по отсутствию в этой полезной книжке таких разделов, как "адвокат" и "прокурор", в народе о них вообще ни слова. Но ведь редкий острослов удержится, чтобы на реплику "мало" не ответить: "прокурор добавит", а на вопрос "как дела?" так и просится - "дела у прокурора".
А про адвокатов Амиров даже притчу рассказал: стоит адвокату раскрыть рот, его даже акулы не трогают, а все потому, что знает заветные слова: "ребята, я свой!". Но, по словам составителя сборника, хорошее про адвокатов в книжке для гособвинителей не напишешь. Заниматься же черным пиаром в зале суда прокурорская этика не позволяет. Себя самого гособвинителю пиарить и вовсе не с руки. Даже с помощью народной мудрости. Впрочем, если уж кому-то понадобится что-нибудь на эту тему - смотри список использованной литературы и подбирай сам! Только меру знай.
- Перегруженная лодка идет ко дну, даже если она перегружена бриллиантами, - предупреждает Кафиль Амиров. - Если прокурор вместо того чтобы давать юридическую оценку эпизодам начнет сыпать поговорками, это вызовет негативное отношение. Есть такая татарская пословица: "Подводя брови, не выколи себе глаз".
Закончить же свое выступление перед присяжными гособвинитель может, выбрав что-нибудь из разделов "наказание", "тюрьма", "воля" или "неволя". Если преступник осознал и раскаялся - "Неволя учит и ума дает". Если ушел в глухую несознанку - "Дураку воля на погибель". А если фифти-фифти, можно и подбодрить: "Колыма ты, Колыма, славная планета: десять месяцев зима, остальное - лето!".
Кафиль Амиров подарил по экземпляру своего сборника и журналистам. Но подписать книжку отказался.
- Автограф я ставлю только на постановлении на арест, - пошутил прокурор РТ.
Елена МЕЛЬНИК