Вечерняя Казань / № 45 (3403) / Горячие материалы / В смехе грусть, как в вишне косточка

Татарскому театру - сто лет

В смехе грусть, как в вишне косточка

В понедельник труппа Камаловского театра показала в рамках фестиваля татарских театров свою последнюю премьеру - комическую драму "Гульджамал" Наки Исанбета. Спектакль с двадцатью героями и массовкой стал своеобразным групповым портретом камаловской труппы наших дней. И никого не оставил равнодушным: аплодисменты и крики "Браво!" звучали не только в финале.

Наки Исанбет написал "Гульджамал" в 1944 году, посвятив ее первой актрисе мусульманского мира Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской, жизнь которой и легла в основу пьесы. Режиссер Фарит Бикчантаев удачно сократил произведение Исанбета, поставив спектакль не только о Волжской, а о Волжской и ее соратниках - основоположниках татарского профессионального театра Ильясе Кудашеве-Ашказарском, Габдулле Кариеве, Фахрии Ахмедовой-Ашказарской... Как и в пьесе, у героев спектакля вымышленные имена и фамилии, созвучные их настоящим (например, Гульджамал - это Сахибджамал, Кирамов - Кариев).

Спектакль начинается с изумительной этнической композиции. Под щемящую музыку, похожую на азан - мусульманский призыв к молитве, медленно открывается занавес: каруселью крутится сцена, на которой установлены афишная тумба, сколоченная сцена и скамейка. Кстати сказать, действие в "Гульджамал" очень быстро меняется благодаря вращению сценической площадки, которая вскоре начинает ассоциироваться с колесом времени. И что любопытно, в знаменитой книге Карлоса Кастанеды "Колесо времени" многие изречения о мире шаманов Древней Мексики словно списаны с жизни первой татарской актрисы Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской. Например: "Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого - нет... Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя".

Звучит ужасно пафосно, но это действительно так: Сахибджамал выбрала путь актрисы сердцем. Без неистовой веры в свое предназначение и страстной любви к театру вряд ли бы удалось ей и ее соратникам создать такой уникальный проект, как татарский театр, ведь лицедейство в ту пору считалось не просто неудачной затеей, а неприличным занятием, особенно для девушек.

Минималистская сценография Сергея Скоморохова не столько передает аскетичный быт первых татарских актеров, сколько помогает зрителю удерживать внимание на героях спектакля. А у Бикчантаева великолепные актеры-виртуозы - каждый не просто упивается своей ролью, а мыслит объемно, то есть умеет видеть себя в ансамбле и не превращает наиболее эффектные эпизоды своей игры в "театр одного актера". Состав этого спектакля можно сравнить с картиной, безошибочно собранной из пазлов, при этом каждый пазл - не сиротская "запчасть", а прекрасная миниатюра с секретом. Вот, например, Халима Искандерова, играющая в "Гульджамал" эпизодическую роль квартирной хозяйки. Текст ее роли уместится в двух строках, но как она его произносит! У актрисы пауза настолько красноречива, мимика и пластика настолько выразительны, что зал просто взрывается аплодисментами.

Голодные обмороки и "пир" с одной котлетой на пятерых, неприятие агрессивно верующих мусульман и творческие раздоры с хитрым импресарио, предложения отречься от любимого дела в обмен на большие деньги... Что только не пришлось вынести пионерам татарского театра! Однако никакие невзгоды не заставили их ни свернуть со своего пути, ни увязнуть в депрессии. Один из лучших фрагментов в спектакле как доказательство этого: на сцену выходят музыканты, звучит живая музыка, актеры танцуют. Неистовая тарантелла Гульджамал (потрясающая работа Люции Хамит) не заканчивается, даже когда веселую плясовую заглушает запись медленной этнической музыки. И происходит удивительное: только что смеявшаяся публика начинает плакать. В принципе, комическая драма и подразумевает переход от смешного к грустному. Но спектакль Бикчантаева построен на полутонах - "В смехе грусть, как в вишне косточка", как писал поэт.

Спектакль заканчивается триумфом Гульджамал в Уфе: созданная там ею татарская труппа процветает, число восторженных поклонников растет... Колесо времени не стоит на месте - тернистый путь, выбранной Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской, привел ее к успеху...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА