Вечерняя Казань / № 51 (3409) / Авто / Мото / Рифкат Минниханов: больше штрафы - меньше взяток

Интервью "ВК"

Рифкат Минниханов: больше штрафы - меньше взяток

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, принятые Госдумой в первом чтении, во много раз увеличивают ответственность за нарушение правил дорожного движения. А водители опасаются, что это приведет только к росту взяточничества на дорогах. Начальник же республиканской ГАИ Рифкат Минниханов в беседе с корреспондентом "ВК" высказал уверенность, что с ужесточением законодательства не только ситуация на дорогах улучшится, но и отпадут многие претензии водителей к его ведомству.

- Рифкат Нургалиевич, большинство водителей убеждены, что рост штрафов приведет только к росту "цены вопроса" при разрешении споров с недобросовестными инспекторами ГАИ...

- Я не хотел бы связывать одно с другим. Взяточники везде есть, не отрицаю. Но посмотрите статистику: за последние пять лет количество зафиксированных нарушений выросло в полтора раза. А общее количество транспорта на дорогах настолько не выросло. Разве это не говорит о том, что инспектора работают? Рост штрафов приведет к тому, что нарушать правила будет экономически невыгодно. К тому же проконтролировать оборот больших сумм проще, а взятки брать выгоднее там, где штрафы небольшие - за сокрытие крупных штрафов и наказание максимально жестокое.

- Многие водители ратуют за возврат инспектору права выписывать квитанцию на месте - тогда и у них будет меньше искушения дать взятку. А вы - за?

- Я считаю, самый очевидный ответ на все вопросы о взятках и о размерах штрафов - не нарушать ПДД. Оформлять штраф квитанцией на месте считаю нормальным. Это же удобно всем - минимум бюрократии. Но при этом нужно учитывать и правовые аспекты, и финансовую дисциплину. А в целом нужен удобный и надежный механизм вынесения постановления о нарушении и подтверждения оплаты штрафа - сегодня это проблема.

- На пресс-конференциях вы говорили, что на казанских дорогах планируется установка систем автоматизированного слежения. Закон позволит штрафовать водителей на основании их данных. Но факт совершения нарушения надо доказать. Будет ли у нас, как на Западе, к квитанции прилагаться фотография?

- Я полагаю, к постановлению о штрафе обязательно будет прилагаться фото, сделанное средством автоматической фиксации, на котором четко виден госномер машины нарушителя. Что же касается личности нарушителя, то я за то, чтобы владелец транспортного средства отвечал за нарушения, допущенные лицом, управляющим по доверенности. Если доверяет управлять - пусть отвечает...

- А где установят средства автоматической фиксации?

- Ими предполагается оснастить 14 перекрестков: на пересечении улиц Кутуя и Гвардейской, Ершова и Вишневского, Абжалилова и Ершова, Чуйкова и Адоратского, Беломорской и Челюскина, Ленинградской и Максимова, Чистопольской и Амирхана, проспекта Ибрагимова и улицы Декабристов, проспекта Ямашева и улицы Гаврилова, на пересечениях проспекта Победы с улицами Сахарова, Дубравной и Дорожной, а также в поселках Константиновка и Залесном.

- Читатели жалуются, что инспектора ГАИ не работают на предотвращение аварийных ситуаций. Скажем, стоит инспектор, "работает" на скорость, а мимо него с нарушением знака объезда проносятся машины. Или в ста метрах нарушаются правила остановки, стоянки... Кто и что должен предпринять, чтобы инспектора занимались профилактикой правонарушений?

- Согласен, инспектор должен работать. Но наши инспектора давно работают с "перегрузом" - в полтора-два раза перевыполняют норму по количеству смен. Инспекторов не хватает, времени у них на оформление документов не хватает... Но это - пока штрафы невысокие. К примеру, у Молодежного центра за нарушение требований знака объезда перед трамвайной остановкой в прошлом году оштрафовали более 4 тысяч водителей, но нарушают же - штраф в 50 рублей их не пугает. А заплатив 2,5 тысячи - перестанут нарушать.

- Создается впечатление, что сотрудники ГАИ предпочитают иметь дело исключительно с водителями...

- С пешеходами труднее работать, водитель обязан иметь при себе документы, а как привлечь к ответственности пешехода? По статистике, из каждых десяти оформленных нарушений ПДД только один протокол составлен на пешехода. Но штраф за переход дороги "не по правилам" - 50 рублей... Будет штраф, скажем, 2500 рублей - уверен, и тут будет порядок.

- А по чьей инициативе на Кольце в двух десятках метров от подземного пешеходного перехода установлен знак надземного перехода через улицу Пушкина?

- Там была остановка, ее потом перенесли, а знаки остались. Но прежде чем их снять, нужно установить ограждения безопасности вдоль тротуаров, чтобы исключить возможность выхода людей на проезжую часть. Наша недоработка в том, что проблему установки ограждений мы до сих пор не обозначили - не выдали соответствующее предписание.

- Водители жалуются, что инспектора ГАИ нередко проявляют откровенное незнание ПДД и КоАП - неверно их трактуют, в протоколах ссылаются не на те пункты и статьи. Насколько этично повышать штрафы, если налагать их будут на основании таких протоколов?

- У нас сотрудников с общим средним образованием пять лет назад было 70 процентов, с высшим - 30. Сейчас пропорция принципиально изменилась, мы идем к тому, чтобы все 100 процентов сотрудников были с высшим, в крайнем случае - со средним специальным образованием. Проводим обучение... Но не всем инспекторам ГАИ хватает времени на качественную подготовку. Сказывается разница в базовом образовании, трудно совмещать учебу и работу. Считаете, что инспектор не прав, квалифицируя нарушение, вы с ним не согласны - пишите замечания на протокол, жалобу - обязательно разберемся. Обратная связь должна быть! Я считаю, жесткий закон позволит и тут улучшить ситуацию: водители будут внимательнее читать протоколы, на основании которых им грозит высокий штраф.

К СВЕДЕНИЮ

Штраф за проезд на красный свет в 1993 году составлял 0,2 - 0,5 минимального размера оплаты труда, с 2001-го - 1 МРОТ, а после внесения изменений в КоАП может составить 10 - 15 МРОТ или обернется лишением права управления ТС на 2 - 4 месяца.

За превышение скорости на 10 - 30 км/час в 1993 году в России штрафовали на 0,2 - 0,5 МРОТ, в Татарстане - на 0,3 МРОТ. В 1998-м (согласно Закону РТ "Об административной ответственности за нарушение ПДД...") - на 1 - 2 МРОТ, с 2001-го - 0,5 МРОТ. Сегодня предполагается ввести штраф в размере 10 - 15 МРОТ.

Инна СЕРОВА