Вечерняя Казань / № 57 (3415) / Субботний репортаж / "Звонарю музыкальный слух не нужен"

"Звонарю музыкальный слух не нужен"

В Светлую седмицу, первую неделю после Пасхи, любой православный может подняться на колокольню и ударить в колокол. Вчера корреспондент "ВК" ударил в трехтонный колокол Петропавловского собора и выяснил, что такое желание возникло не только у него.

"Во время первых трех ударов колокола
звонарь должен повторять про себя:
"К нам!", "К нам!", "К нам!", - уверяет
Константин Бахмутов

Придя в себя на ледяном ветру после подъема по скрипучим ступеням крутой винтовой лестницы, мы с фотокором первым делом обратили внимание на странную дощатую педаль, соединявшуюся веревкой с языком самого большого колокола.

- Не удивляйтесь, это только в кино звонарь действует исключительно руками, в большой колокол мы звоним ногой, - пояснил назначение педали наш провожатый дьякон Евгений и показал, как это делается.

- Можно попробовать? - и я, в точности следуя полученным инструкциям, сначала плавно надавил на доску, пока не почувствовал сопротивления, а потом резко нажал.

Звук оказался столь оглушительным, что мы с фотокором, не сговариваясь, зажали уши и обменялись многозначительными взглядами. Предупреждать, мол, надо.

- А можно звонить в два колокола сразу? - поинтересовался я, осторожно берясь за веревку, ведущую ко второму по величине колоколу, и стараясь при этом не наступить на педаль.

- Нужно. Колокола ведь висят не просто так, а настроены на определенную тональность, и все вместе образуют мажорный лад. Одному здесь никак не управиться.

Я ударил в "ножной", потом в "ручной" и снова в "ножной".

- Та-та-та, - воспроизвел получившуюся мелодию дьякон Евгений и с удивлением отметил: - Минор.

После еще нескольких ударов в колокол мы совершенно оглохли и поэтому не сразу заметили, как рядом с нами оказался молодой человек в оранжевой куртке. Он что-то говорил нашему провожатому, но мы не слышали. Вспомнив, как это бывает, когда закладывает уши в самолете, я широко открыл рот и после этого смог услышать конец фразы:

- ...Подумал, звук проверяют.

Оказалось, что четверокурсник КГУ Константин Бахмутов уже второй раз за эту неделю поднялся на колокольню Петропавловского собора. По словам Константина, переехав вместе с родителями из Питера в Казань в 1999 году, он ходил в 33-й лицей, расположенный рядом с Петропавловским собором, и всегда заслушивался звоном, доносившимся с его колокольни. А теперь вот решил попробовать сам.

Получилось очень неплохо. "Звонарю музыкальный слух не нужен. Все что нужно - это четкий ритм", - заметил десятью минутами раньше дьякон Евгений, но здесь явно не обошлось без музыкального слуха и образования.

- Да, учился в музыкальной школе, - подтвердил мою догадку Константин. - И даже чуть не поступил в консерваторию.

Было заметно, что даже столь недолгий опыт работы звонарем не помешал ему по-настоящему влюбиться в колокола Петропавловского собора.

- Посмотрите, - сказал он, пробираясь к самому меньшему из трех больших колоколов. - Когда я ударяю в него, весь звук уходит наружу, и люди останавливаются, чтобы его послушать.

И точно, после нескольких ударов колокола в просвете между двух ближайших домов на улице Кремлевской остановились двое прохожих и, задрав головы, молча смотрели на нас, пока не затих последний удар колокола.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Борис АРКАДЬЕВ