Вечерняя Казань / № 73 (3431) / Культура / Уроки вежливости с Михаилом Плетневым

Волжский тур

Уроки вежливости с Михаилом Плетневым

В четверг в БКЗ им. Салиха Сайдашева выступил Российский национальный оркестр (РНО). Созданный в 1990 году Михаилом Плетневым, этот негосударственный коллектив - первый русский оркестр, получивший самую престижную в музыкальном мире премию "Grammy", и единственный оркестр за всю историю нашей страны, с которым на постоянной основе сотрудничает "Deutsche Grammophon", наиболее авторитетная звукозаписывающая компания в области классической музыки.

Сегодня РНО - один из лучших оркестров мира, и неудивительно, что на его концерте в Казани зал был переполнен. Странным образом пустовала лишь одна VIP-ложа в первом ярусе, но если бы туда и впустили меломанов "без мест", толпа поклонников классической музыки (они стояли в проходах партера и по бокам балкона) вряд ли бы заметно поредела.

Программу казанского концерта РНО можно считать эксклюзивной: впервые оркестр исполнил произведения татарских композиторов - увертюру "Нафиса" Назиба Жиганова и "Симфонические фрески" Рашида Калимуллина. Ни в каком другом городе "Волжского турне-2007" (а РНО посетил Казань в рамках своего волжского тура) музыканты не исполняли ни Жиганова, ни Калимуллина. Эту "странность" можно было объяснить вежливостью дирижера Михаила Плетнева: пожелал сделать приятное Казани - городу, где начинал профессионально учиться музыке. И, кстати сказать, этот "урок вежливости" оценили: в начале второго отделения концерта со сцены зачитали указ президента Шаймиева о присвоении Михаилу Плетневу звания народного артиста Татарстана. Казалось, это не было сюрпризом для музыканта. Впрочем, неоднократный лауреат государственных российских и международных премий, народный артист России, невозмутимый Плетнев уже давно превратил свои имя и фамилию в синоним гения, что весомее всех официальных званий.

Сочинения Жиганова и Калимуллина РНО исполнял старательно и с приветливым достоинством - обычно так исполняют на бис какие-нибудь знаменитые русские песни голливудские звезды на концертах в Москве. Публика терпеливо ждала финала этого "блока", а роптания особенно впечатлительных зрителей понять было очень легко. Действительно, музыкой татарских композиторов Казань не удивить, а вот то, что мы не услышали сочинение Михаила Плетнева (его Концерт для альта с оркестром вошел в программу выступлений РНО в Тольятти и в Нижнем Новгороде) - обидно.

Первое отделение концерта завершала "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова, которую вместе с РНО исполнил пианист Денис Мацуев. Самый знаменитый шоумен от фортепьянного искусства Мацуев не изменил своему фирменному стилю: ловко колотил по клавишам рояля, поражая скоростью, и энергично подпрыгивал на стуле. Оркестр, складывалось такое ощущение, изумленно поддерживал солиста, небезуспешно пытаясь облагородить мощную и красивую музыку Рахманинова. Как обычно случается на концертах Мацуева, почти цирковые трюки пианиста вызывали восхищение у одних слушателей и активное непонимание - у других. Объединяло эти группы одно робкое желание - желание чуда: услышать, как играет на рояле Михаил Плетнев. Чуда не произошло. Маэстро был в тот вечер только дирижером, причем блистательным, а на роль солиста-пианиста не претендовал. И при желании в этом можно увидеть очередной "урок вежливости" маэстро.

Лучшим "номером" концерта стала редко исполняемая Шестая симфония Глазунова. РНО играл ее пронзительно нежно, демонстрируя высочайший класс своей струнной группы и безупречность медно- духовой. Крики "Браво!" и долгая овация публики по окончании концерта были вполне закономерны.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА