Вечерняя Казань / № 133(2240) / Горячие материалы / Истцы и дети
Школьная перемена места
Истцы и дети
Судьба "еврейской" школы решалась в суде
Три дня длилось в Вахитовском суде противостояние родителей учеников школы ь 12 и представителей городской администрации и управления образования. Вчера судебное разбирательство закончилось частичной победой родителей.
Напомним ситуацию, к которой привлечены уже самые разные структуры - от прокуратуры до посольств трех стран - Израиля, Германии и США. Конфликт вокруг школы разгорелся (в прямом смысле этого слова) в середине июля - после пожара в здании этого учебного заведения. Через несколько дней после случившегося, 18 июля, мэр Казани Камиль Исхаков подписывает постановление: в связи с пожаром, ущерб от которого составляет более 4 миллионов рублей, и "учитывая невозможность восстановления здания к 1 сентября", провести работы по реконструкции здания, а детей на время этих работ перевести в близлежащие школы, в частности, этнокультурные классы - в школу ь 80. Вот это постановление, по мнению родителей, и необходимо было признать недействительным.
Представители администрации выглядели в суде весьма беспомощно. Необходимость реконструкции школы подтверждалась, на их взгляд, заключением специально созданной комиссии, сделанным... 1 августа. То есть наш прозорливый мэр 18 июля понял, к каким заключениям через две недели придет комиссия, еще даже не созданная на момент подписания им постановления. И самое интересное, что именно к этим заключениям комиссия потом и пришла. Никому, конечно, и в голову не придет, что такое единство взглядов объясняется тем, что в комиссию в основном входили люди, находящиеся в подчинении главы администрации.
Еще надо заметить: все, что нашла комиссия, никак не связано с пожаром (он затронул в основном крышу здания), а постановление принято в связи с ним.
Что касается ущерба, нанесенного этим пожаром школе, то в суде родители долго пытались выяснить, откуда взялась цифра - более 4 миллионов, но вразумительного ответа так и не получили. Зато представили суду документы, в которых названа совсем иная цифра - 42 тысячи рублей. Собственно, из-за незначительности ущерба пожарные и отказали в возбуждении уголовного дела.
На "невозможности восстановления здания к 1 сентября" стоит остановиться подробнее. После пожара родители своими силами и за свой счет при поддержке еврейской общины и целого ряда организаций стали восстанавливать здание. Они не сомневались в том, что 1 сентября их дети придут в школу и начнут писать "тонким перышком в тетрадь" (причем не только слева направо, но и - с учетом специфики школы - справа налево). Строительные работы прекратились вынужденно - с появлением 1 августа в школе милицейского поста, преградившего путь строителям. Как теперь выясняется, пост появился в связи с постановлением начальника Вахитовского РУВД Казани Д. Кафарова, которое называется... "О предупреждении распространения острых кишечных инфекций в Вахитовском районе г. Казани". Речь в документе идет о соблюдении правил личной гигиены, обработке санузлов и пищеблоков, содержании лиц, занимающихся бродяжничеством, и т.д. И вдруг пункт 9: "Для обеспечения общественного порядка и сохранения имущества до возобновления строительных работ в школе ь 12 выставить сотрудников от ОМ "Кирова" с 8.00 до 20.00 часов, от ОВО-2 с 20.00 до 8.00". Наверное, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко до отъезда из Казани не успел увидеть это постановление. А то он, пожалуй, всю жизнь рассказывал бы, как казанская милиция круглосуточно охраняла от холеры одну-единственную школу!
Дежурство продлилось до 13 августа - после вполне понятного вмешательства прокуратуры пост снимается, а работы по ремонту возобновляются. Возобновляются ненадолго. Поздно вечером 13 августа в школе появляется начальник управления реконструкции администрации с бригадой, которая начинает выламывать то, что строители успели соорудить (об этом удивительном случае "Вечерка" рассказывала на прошлой неделе). Разумеется, в суде истцы отметили, что ответчик, как это ни странно, предпринял меры по ухудшению состояния здания и сделал все, чтобы к 1 сентября школу действительно невозможно было восстановить.
В школе ь 80, где уже учатся порядка 900 человек и куда должны были перевести еще и этнокультурные классы, сейчас в срочном порядке ремонтируют целый этаж. А на момент подписания мэром постановления этот этаж, по случайному совпадению когда-то тоже пострадавший от пожара, выглядел значительно хуже обгоревшей школы ь 12. Техническое обследование школы ь 80 делалось уже другой специально созданной комиссией - но тоже через несколько недель после подписания мэром постановления. То есть когда Камиль Шамильевич 18 июля ставил свою подпись под постановлением, он не имел документального подтверждения специалистов: ни того, что школа ь 12 нуждается в реконструкции, ни того, что детей можно переводить в здание школы ь 80!
В суде начальник управления образования Ильдар Галиахметов убеждал родителей, как хорошо их детям будет в 80-й школе. Причем как долго их детям будет хорошо в 80-й школе, родители так и не смогли выяснить - сроки реконструкции школы ь 12 в постановлении мэра не указываются. Из чего родители сделали вывод, что школу их детям не вернут никогда. И Ильдар Галиахметов сначала косвенно, а потом фактически прямым текстом подтвердил это. Сначала он сказал о том, что с самого начала считал: наверное, неправильно создавать эту школу в Старо-Татарской слободе - этнокультурной среде татарского народа. А потом на прямой вопрос: "Могут ли родители рассчитывать на то, что их дети после реконструкции вернутся в эту школу?" ответил: "Не только родители, даже я не могу быть в этом уверен".
Выступивший в суде помощник прокурора Казани Ленар Валишин заявил, что жалоба истцов подлежит удовлетворению, а постановление мэра должно быть признано недействительным.
Решение судьи не принесло полного удовлетворения ни одной стороне. Жалобу истцов суд удовлетворил частично: признал незаконным лишь один пункт постановления мэра - размещение этнокультурных классов в школе ь 80.
Несмотря на то, что постановление Исхакова не было целиком признано судом недействительным, у жителей Казани есть возможность на примере этой истории посмотреть, как руководство города подготавливает и принимает свои решения. Остался невыясненным только один вопрос: все ли решения в администрации Казани принимаются столь же продуманно?
Юлия ЛАРИНА, собкор "Новой газеты" - специально для "ВК".