Вечерняя Казань / № 79-80 (3437-3438) / На правах рекламы / У Татспиртпрома есть не только вопросы, но и ответы

Резонанс

У Татспиртпрома есть не только вопросы, но и ответы

(Ответ на публикацию статьи "У Татспиртпрома есть вопросы к живым и мертвым" в номере газеты от 16 мая)

Советских людей, как известно, испортил квартирный вопрос. Россиян начинает портить еще и земельный. Революционный лозунг "Отнять все и поделить!" не утратил популярности. Немало возможностей предоставляет смекалистым людям беспринципность районных чиновников и неразбериха в документообороте. В частности, сельским клеркам, ошеломленным в начале 90-х резким переходом от "всего вокруг колхозного" к "кому бы все это выгодно отдать", удалось такого наворотить, что расхлебывать еще долго.

4 ноября 1991 года президиум Совета народных депутатов Пестречинского района принял решение № 415 о передаче конному заводу "Казанский" в бессрочное (постоянное) пользование 1764 га земли для сельскохозяйственного производства в ничем тогда не выдающейся деревне Званка. Соответствующее свидетельство, снабженное печатью и подписью тогдашнего председателя райкомзема И. Ларионова, оформили в двух экземплярах, оригиналы которых, как выяснилось позже, испарились. Осталась единственная ксерокопия с заметной опечаткой на титуле - "Свидетелрство". Эта деталь говорит не только о низкой культуре сельского делопроизводства, но также и о том, что ксерокопия - не фальшивка. Подделать столь яркую особую примету просто невозможно. Она, как родимое пятно на лбу при опознании личности, что подтвердит любой криминалист.

Конезавод в деревне Званка по постановлению Кабмина РТ от 2 марта 2000 года был присоединен к "Татспиртпрому". С 2003 года это подразделение ОАО именуется "Племконезаводом "Казанский". Его до недавней поры возглавлял ветеринар Марсель Зарипович Хайруллин. И все шло тихо-мирно до 11 июня 2003 года, когда он, не имея делегированных "Татспиртпромом" прав на распоряжение землей, обратился к главе Пестречинского района Ш. Насыбуллину с заявлением: "Прошу выделить земельный участок общей площадью 149 га в аренду сроком на 49 лет". Адрес участка: вблизи деревни Званка, в госпредприятии "Конезавод "Казанский". Цель - организация крестьянско-фермерского хозяйства "Марсель". Любопытно, что на типовом бланке заявления в графе "члены крестьянского хозяйства" значилась одна фамилия: М. Хайруллин. А в графе "производственное направление" - ничего не значилось.

Процитирую интересный документ, который составили отнюдь не безымянные малограмотные клерки. "Справку о порядке передачи земель сельскохозяйственного назначения "Племконезавода "Казанский" в аренду другим землепользователям" подписали председатель Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Ж. Билалов и исполняющий обязанности начальника отдела Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Пестречинскому району А. Закиров. Читаем: "В мае 2003 г. на основании письменного отказа "Госплемконезавода "Казанский" от права пользования земельным участком общей площадью 149 га... земли переведены в фонд перераспределения района. 18 июня 2003 г. в районном издании "Вперед" опубликовано сообщение о предоставлении участка в аренду сроком на 49 лет. В течение месяца после опубликования поступило одно заявление Хайруллина М.З. от 11 июня 2003 г.". Обратите внимание на июньские даты! Исходя из официального, заверенного печатью документа получается, что в Пестрецах телегу впереди лошади запрягают. Во-вторых, чтобы отказываться от права, надо его иметь, т.е. чиновники фактически признают наличие права у конезавода. В-третьих, кто конкретно "письменно отказался": акционерное общество, чьим филиалом является конезавод, или директор хозяйства? Как нынче говорят в Одессе, физическое и юридическое лицо - две большие разницы.

Но на такие мелочи в районе, похоже, не принято обращать внимания. 20 августа 2003 года Ш. Насыбуллин подписал постановление об организации КФХ "Марсель": "Изъять из земель "Госплемконезавода "Казанский"... 149 га. Предоставить Хайруллину М.З. изымаемый земельный участок. Утвердить главой КФХ Хайруллина Марселя Зариповича, членами - Хайруллина Алмаза Марсельевича. Зарегистрировать КФХ по адресу: РТ, Пестречинский район, деревня Званка. Выдать свидетельство о госрегистрации КФХ". Аппетит приходит во время еды. 14 августа 2004 года глава "Марселя" просит у главы района еще 30 гектаров из земель конезавода. Цель - расширение фермерского хозяйства. И вновь положительное решение. Как и в первом случае, были соблюдены необременительные формальности в виде скромненького объявления, затерявшегося среди прочих в татароязычном дубле газеты "Вперед", на которое опять же откликнулся только М.З. Хайруллин. В итоге он и "члены" КФХ стали счастливыми обладателями 179 гектаров в деревне Званка, расположенной в 18 километрах от Казани. Оцените скорость принятия решений! Нехай клевещут, что нужно семь пар железных сапог истоптать по инстанциям, прежде чем оформишь ворох бумаг на владение землей, необходимой для организации собственного хозяйства. В Пестречинском районе доказали обратное, и такой передовой опыт нуждается в пристальном изучении. Пусть и столица учится. Рядовые казанцы, желающие оформить право даже не на городские сотки, а на "квадраты" дедушкиной хрущевки, тратят как минимум год. А тут 179 гектаров без всякой волокиты!

Однако в чем же изюминка КФХ "Марсель", которому уже через год после рождения потребовалось расширение? О достижениях этого хозяйства история умалчивает. "Никаких претензий по поводу использования данных земель у администрации не имеется", - утверждает М. Хайруллин. Но, по-видимому, достижения не вполне устроили Минсельхозпрод республики, т.к. в январе 2006 года замминистра М. Тагиров подписал следующий документ: "Рассмотрев землеустроительное дело по переводу 10 га пашни КФХ "Марсель" в категорию земель промышленности под строительство оптово-розничного рынка и придорожного сервиса, министерство не возражает переводу (так в оригинале. - Авт.) земель под заявленные цели".

Данное решение имеет солидный фундамент. 27 мая 2005 года Минземимущества РТ разрешило приступить к выбору земли под торгово-сервисный комплекс на землях "Марселя". С красноречивой оговоркой: для реализации права аренды участка на торгах. 14 июня 2005 года глава Пестречинской администрации дал "добро" на отвод земли, принадлежащей КФХ, подчеркнув: землепользователь согласен. А еще раньше, 30 марта 2005 года, уточнив, что идет навстречу многочисленным пожеланиям жителей Казани и района, измученных квартирным вопросом, сославшись на разрешение Минземимущества РТ от 1 марта 2005 года, заручившись опять-таки согласием землепользователя, Пестречинская администрация приняла постановление об отводе земельного участка на территории КФХ под строительство жилого поселка. Более чем за полтора года абсолютно, конечно, случайно предвосхитили в районе обнародование идей нового проекта генплана, согласно которому Казань будет разрастаться в четырех направлениях, одно из которых - пестречинское. В столице, например, в поселках ближайшего к Пестрецам Приволжского района, в котором, кстати, проживает на редкость отзывчивый к нуждам горожан фермер Хайруллин, стартовая цена земли под жилищное строительство составляет сейчас 300 тысяч рублей за пять соток. На аукционах она возрастет в разы. 29 ноября 2006-го казанские депутаты обсуждали проект генплана. "Продать чужие земли и пожить немножко - это у нас есть!" - явно не случайно обронил в ходе дискуссии директор Жилищного фонда Талгат Абдуллин.

Бойким местом оказалась вдруг деревня Званка! А еще говорят, что от осинки не родятся апельсинки. Еще как родятся! Нежданно-негаданно волею судеб глава "Марселя" оказался весь в шоколаде. Американский миллиардер Джордж Сорос в 1997 году так ответил на вопрос, зачем он вкладывает сотни миллионов долларов в Россию вообще и в создание Интернета в частности: "Основа успешного бизнеса - превентивная информация, а это дорогостоящий товар". В отличие от транжиры Сороса пестречинскому фермеру, наверное, добрая фея ворожит. Типун на язык всякому, кто усомнится в чудесах, происходящих в бывшей Стране Советов. И вновь процитирую уже упомянутую справку Ж. Билалова и А. Закирова: "Земли общей площадью 179 га, закрепленные постановлением главы администрации от 20.08.2003 г. и 23.10.2004 г., поставлены на кадастровый учет. Договора аренды зарегистрированы филиалом Государственной Регистрационной палаты при Минюсте РТ в Пестречинском районе от 16.07.2004 г.". Обратите внимание: 16 июля 2004 года уже зарегистрирован второй из договоров аренды - на 30 гектаров, которые глава района лишь спустя три месяца закрепил постановлением за фермером Хайруллиным. Поистине все в районе для блага человека! И этого человека вы уже знаете.

Но от некоторых порядка требуют, что смахивает на политику двойных стандартов. Дескать, конезавод с "Татспиртпромом" сами виноваты, если у них оттяпали кусок недвижимости. Ведь они только 15 октября 2004 года обратились в районную администрацию с заявлением о переоформлении документов на землю. Нечего было использовать угодья "без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов". А как же отмеченное родимым пятном "Свидетелрство" 1991 года? А нет его! Из сейфа конезавода, который возглавлял М. Хайруллин, оригинал исчез. Второй, из райкомзема, тоже. Руководитель райземкадастра Э. Хуснутдинова 21 мая 2004 года сообщила зампредседателя Регистрационной палаты В. Красавиной: "Сведений о правоустанавливающих документах (свидетельство, госакт) на землепользование "Госплемконезавода "Казанский" не имеется". В 2006 году ей вторит руководитель исполкома муниципального района А. Яруллин: документов нет, копия свидетельства сомнительна. Нет юридического оформления, нет и прав на землю, утверждает солидарный с начальством фермер Хайруллин. Кто виноват в том, что сплыл оригинал документа 1991 года? Нет ответа. Как нет ответа и на наивные вопросы о юридической преемственности и ответственности за принятые решения, о квалификации чиновничьего аппарата, о состоянии районных архивов и т.д.

Тем временем строительная фирма "Холдинг - Унистрой" (победитель земельных торгов, надо полагать?) оповестила: в ближайшее время начинается освоение земель в коттеджном поселке "Званка".

Что же касается 15 гектаров земли, самовольно занятой мухтасибатом города под мусульманское кладбище, то правовая сторона этого вопроса не вызывает ни у кого сомнений. Хоронить надо по закону, и не только религиозному, но и светскому. Мы живем в государстве, а не в первобытном племени.

Освещая ту или иную проблему, мы убеждены, что нельзя умышленно замалчивать факты, нелицеприятные для инициаторов статьи. У мухтасибата и дирекции кладбища нет ответа на вопрос о том, на каком основании огорожен участок земли, являющейся собственностью племконзавода.

Напомним, что в полном соответствии с федеральным законом "О погребении и похоронном деле" постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 13 ноября 2003 года № 583 Казанскому мухтасибату Духовного управления мусульман Республики Татарстан из земель сельскохозяйственного назначения племконзавода "Казанский" был предоставлен земельный участок площадью 38,91 га для размещения мусульманского кладбища. Мы с пониманием отнеслись к указанному решению правительства и неукоснительно его исполнили. Иных нормативных документов по землеотводу в настоящее время нет. Соответственно, 15 га земли кладбищем занято самовольно.

Необходимо иметь в виду, что в свете генерального плана развития города Казани выделение земельных участков из пригородных земель производится в точном соответствии с действующими нормативными документами и рядом законных ограничений со стороны руководства республики. В своих действиях племконзавод "Казанский" и ОАО "Татспиртпром" руководствуются только действующим законодательством.

Умышленно умалчивается попытка обойти запрет федерального закона, ограничивающего территорию кладбища 40 гектарами, путем двукратного выделения земельного участка и получения участка большей площади. Необходимо иметь в виду, что это еще и грубое нарушение санитарных норм и правил.

Иначе как кощунством нельзя назвать действия дирекции кладбища для достижения противозаконных целей, а именно - захоронения на не выделенных правительством и не оформленных в установленном порядке землях. Захоронения произведены бессистемно, в стороне от общих мест погребения, в самом конце участка с целью закрепиться на самовольно огороженной территории кладбища. При этом мухтасибат пытается ввести общественность в заблуждение, говоря о том, что этот участок будет использован под размещение инфраструктуры ритуальных услуг. Да? Тогда зачем же там появились могилы? Это чтобы "Татспиртпром" выставить в неблаговидной роли. Ах, это ваша земля? Идите ройте могилы!

Кощунство - отвратительное явление в обществе. Какое же определение найти религиозному кощунству?

Это что, новый способ закрепления на чужой земле?

Вызывает сожаление тот факт, что для достижения незаконных целей беззастенчиво используются религиозные мотивы и духовные ценности. Не стоит забывать, что пренебрежение к законам государства, законам светского общества - грех.

Что касается приведенных в статье цен, то авторы, видимо, имеют в виду реально сложившиеся рыночные цены на пригородные земли в этой зоне. Никто никогда и ни при каких обстоятельствах не предлагал купить эти земли по приведенной в статье цене. Это еще одна попытка выставить "Татспиртпром" в неблаговидном свете.

Закон не может быть на стороне его нарушающих. Тогда-то и идут в ход все средства, включая замалчивание фактов, определяющих истинное положение вещей, грубые искажения и домыслы для достижения желаемого результата.

Мы настаиваем на восстановлении законности и возврате угодий (возможно, за счет неиспользуемой части кладбища) племконзавода "Казанский", столь необходимых ему самому.

Вместе с тем мы с особым почтением и уважением относимся к проводимой мухтасибатом работе по организации мусульманского кладбища, но просим не ущемлять наши законные интересы и действовать в правовом поле.

Вахитов Н.Я. - начальник управления собственности ОАО "Татспиртпром", Абитов Н.М. - директор ООО "Племконзавод "Казанский".

На коммерческой основе.