Вечерняя Казань / № 91 (3449) / Горячие материалы / Пушкина и Тукая увидим в клубе "Маяковский"

Вот такое кино

Пушкина и Тукая увидим в клубе "Маяковский"

Минувшей зимой съемочная группа казанской студии "Инновация" пробиралась по развалинам гостиничных номеров "Булгар", что на углу улицы Кирова, чтобы взять интервью вовсе не у бомжей - у знаковых персонажей прошлого: Александра Сергеевича Пушкина и Фатиха Амирхана. Это был не спиритический сеанс, а съемки фильма "121" - первого игрового кино о Габдулле Тукае.

Ильдуса Габдрахманова почти
не гримировали...

Тукая в этом фильме сыграл актер Камаловского театра Ильдус Габдрахманов, а актер Качаловского театра Илья Славутский - Пушкина. По воле авторов картины Тукай у них читает стихотворение Пушкина "Пророк", что запросто могло бы быть правдой, а Пушкин - стихотворение Тукая "Родной язык", чего на самом деле быть просто не могло. Это экспериментальный фильм, про который причастные к его созданию люди говорят так: "Культовое татарское кино или татарский сюрреализм". А продюсер картины Марина Галицкая загадочно объясняет: "Все события фильма имели место в действительности, однако неизвестно - имеет ли место сама действительность".

Действие фильма (он на татарском языке и с русскими субтитрами) происходит не только в гостиничных номерах "Булгар", еще - в помещении шикарного старинного особняка, где располагается сегодня татарский тюз. Тексты интервью с историческими персонажами основаны на дневниках Тукая, письмах Тукая к Амирхану и воспоминаниях его современников.

Роль Фатиха Амирхана играет актер Камаловского театра Искандер Хайруллин, любимой девушки Тукая, Зайтуны, - студентка мастерской Фарита Бикчантаева Лилия Загидуллина. Разумеется, что исполнителю роли Пушкина Илье Славутскому для сходства с гением завивали волосы и клеили бакенбарды. А вот слегка кучерявому от природы Ильдусу Габдрахманову волосы выпрямлять не стали, он, говорят, и без портретного сходства отлично перевоплощался в Тукая.

Основная идея картины выражена так: "Мир литературы, искусства и культуры - это яркая живая реальность, не имеющая границ во времени и пространстве. "Мы гораздо реальнее вас", - говорят нам с экрана великие "ушедшие"... Передать эту идею в фильме создатели картины смогли при помощи видеоарта, постановочных съемок, видеомонтажа и спецэффектов.

...а Илье Славутскому завивали волосы
и клеили бакенбарды

Команду "игроков с пластами реальности" возглавил автор и режиссер картины Салават Юзеев. Художником-постановщиком фильма стал Ильгизар Хасанов, музыку к "121" написал композитор Радик Салимов. Этих трех имен достаточно, чтобы заключить: картину создавали эстеты-интеллектуалы, страшно далекие от официоза, китча и смешной славы местечкового уровня.

Работа над фильмом продолжалась полгода - съемки проходили минувшей зимой и весной. Помимо драматических актеров в фильме снимались танцовщики из балетной труппы Наиля Ибрагимова "Пантеры". Бюджет картины создатели не озвучивают, но дают понять, что это не высокобюджетное кино.

- Кульминация съемок совпадала по времени с празднованием столетия татарского театра, - говорит продюсер Марина Галицкая. - И режиссер Салават Юзеев всех подбадривал: "Сто лет назад уникальные люди создавали татарский театр, терпя голод, безденежье. Они были страстно увлечены идеей! Так давайте и мы будем работать увлеченно!". И так и было - мы все работали увлеченно.

- Марина, а почему картина называется "121"?

- У нас есть уже три объяснения. Первое - самое серьезное: в 2007 году - 121-летие Тукая. Второе - эстетического характера: 121 - это зеркальная, счастливая цифра, ее одинаково можно прочесть как слева направо, так и справа налево. Ну а третье объяснение выдала сама жизнь: в период съемок Ильдус Габдрахманов, наш Тукай, купил машину с номером 121...

Осталось добавить, что первый показ фильма "121" устраивает галерея "Аврора-1991". Он пройдет 13 июня в клубе "Маяковский. Желтая кофта".

Айсылу КАДЫРОВА