Вечерняя Казань / № 95 (3453) / На правах рекламы / Это не выборы ректора, а выбор судьбы

Это не выборы ректора, а выбор судьбы

Борьба за ректорское кресло КГТУ (КХТИ) вступила в завершающую стадию. Сами выборы назначены на 21 июня, а претендентов осталось трое: проректор по научной работе Герман Дьяконов (сын действующего ректора), проректор по административно-хозяйственной работе Исмагил Хуснутдинов и зам. проректора по научно-производственной деятельности Илнур Абдуллин. Пока же чуть ли не ежедневно претенденты проводят встречи с коллективами структурных подразделений университета с тем, чтобы поближе ознакомить "электорат" со своими программами и ответить на возникающие в его среде вопросы.

Магия больших цифр

На собраниях Герман Сергеевич говорит, правда, не о программе, а о функциях и приоритетах будущего ректора. Но в Институте управления, экономики и социальных технологий Дьяконов начал без обиняков, заявив: "Мы - одна команда, которая сделала этот институт (имеется в виду КГТУ), и поэтому главная задача ректора - сохранить действующую команду". Вот так. Не больше и не меньше. Все ректорские функции и приоритеты идут уже потом.

Далее идет обеспечение перспектив стратегии развития университета. По всем направлениям: образование, наука, инновации, кадры, собственное производство и материальная база.

В области образования Герман Сергеевич, в принципе, делает верный акцент на количестве магистров, продолжающих в соответствии с новой концепцией высшего образования обучение в университете после 4 лет бакалавриата. Действительно, от их количества зависит очень многое и в том числе - жизнеспособность выпускающих, профилирующих кафедр. Но вот заговорив о качестве выпускаемых магистров, претендент вдруг заявил, что они не должны быть чистыми учеными. Из них должны получиться менеджеры - будущие капитаны бизнеса. Ну, может быть, для магистров Института управления, экономики и социальных технологий это и справедливо. Но если все магистры КГТУ (КХТИ) вдруг и в самом деле станут менеджерами, то кто же тогда будет двигать вперед отечественную химическую науку?

В области научной деятельности, то есть в своей собственной епархии, серьезных проблем Герман Сергеевич вообще не видит и с гордостью всегда подчеркивает, что по объемам научных исследований КГТУ (КХТИ) занимает второе место среди всех вузов России, уступая лишь знаменитой "бауманке". При этом он как-то скромно умалчивает, что львиную долю этих объемов дают работы "Союзхимпромпроекта", имеющие к химической науке весьма отдаленное отношение. Если же брать исследования головного института, то тут картина оказывается гораздо менее радужной. И связано это в значительной степени с тем обстоятельством, что многие руководители научно-исследовательских работ предпочитают проводить платежи не через университетские финансовые структуры, а через различные частные предприятия. И поступают так они не от греха стяжательства, а потому что опасаются, что заработанные ими деньги уйдут в неизвестном для них направлении. Опыт учит их этому.

В программе И. Хуснутдинова предусмотрены меры для преодоления этого недоверия - "гарантия защиты интересов творческих коллективов, создание взаимовыгодных условий сотрудничества". И еще - "осуществление точного и обоснованного планирования экономической деятельности во избежание неэффективного использования финансовых ресурсов". А также - "повышение доли факультетов и кафедр в бюджете КГТУ, разработка сметы расходов с деталировкой до уровня кафедры". Вот такой-то прозрачности финансовых потоков Герман Сергеевич как раз и не хочет. А потому всегда повторяет как заклинание, что контроль над финансами, конечно, нужен, но осуществляться он должен "предельно аккуратно, чтобы вместе с водой не выплеснуть и ребенка".

Говоря об инновациях, Герман Сергеевич убеждает слушателей в том, что полученные университетом практически бесплатно три инновационных полигона со дня на день начнут приносить многомиллионные прибыли. Хотя пока университету приходится вкладывать в них деньги. Цифр, правда, скромно не называет. Зато их со сметами в руках называет И. Хуснутдинов. И показывает, что средств, вложенных в полигоны за последние два года, хватило бы на строительство коробки 9-этажного общежития. А перспективы возврата вложенных в полигоны денег весьма призрачны.

Как призрачны и иные посулы Г.С. Дьяконова. Он гипнотизирует слушателей миллиардами рублей, которые будут вложены федеральным и татарстанским правительствами в проект создания на территории "Тасмы" технополиса "Химград", и приписывает себе заслугу участия КХТИ в этом проекте. Помилуй Бог! А кому же в нем участвовать кроме КХТИ, химических НИИ и КГУ? Ну вот все они и участвуют. Если бы создавался технополис "Авиаград", то наверняка головным в нем был бы КАИ. В институте полимеров по этому поводу Герман Сергеевич выразился следующим образом: "Нам было обещано 30000 кв.м. Это сравнимо со всеми лабораторными площадями корпусов, имеющимися в настоящее время. Обещаны бесплатно. Без арендной платы. Нам обещают сделать там ремонтный комплекс. И мы уже спроектировали его. Многие наши сотрудники принимали в этом участие. Уже пошли первые деньги на реализацию этой программы. Выделено 50 миллионов рублей на проектирование инженерных сетей корпуса, в котором наш ремонтный комплекс будет располагаться. Я считаю, что это - подарок для нашего университета и мы много сделали для того, чтобы это произошло".

Слова "обещано" и "мы много сделали" перемежают мысли Германа Сергеевича практически по любому поводу. И в Москве-то ему обещаны 400 миллионов рублей на научные проекты. И якобы уже есть решение о выделении на 2009 год 200 миллионов для строительства нового общежития. И от 6,5 миллиарда, вкладываемых в проект технополиса "Химград", несчитанные миллионы перепадут КХТИ на оборудование и учебные площади, и т.д., и т.п. Но пока ни одно из этих обещаний ничем не подкреплено. Из всего перечисленного только "Союзхимпромпроект" действительно получил упомянутые 50 миллионов. Но кому же, кроме него, могло поручить эту работу правительство республики? И в чем тут заслуга Германа Сергеевича - догадаться невозможно. А вот сотрудники КХТИ, принимавшие участие в проектных работах, ничего пока не получили и получат ли вообще - еще большой вопрос.

Говоря о материальной базе университета, Герман Сергеевич сетует на то, что в течение десятка лет федеральный бюджет не выделял на ее развитие ни копейки. Причем никому. Странно. Бюджет не выделяет, а КАИ один мощный новый корпус уже построил и строит второй. Да, иногда потребности государства или города требуют жертв. КАИ отдал корпус в центре города и получил два - в жилом массиве. И КХТИ пришлось пожертвовать спортивной базой на берегу Казанки ради нового моста. А в порядке компенсации он получил примерно такую же земельную площадь, только в Азино. Компенсация явно не равноценная. И. Хуснутдинов в своей программе предлагает работать "с администрацией г. Казани, руководством министерств и ведомств, правительством РТ по компенсации потерь зданий, земельных участков КГТУ". А Дьяконов в своих выступлениях рисует радужную картину малоэтажного жилищного строительства для всех категорий сотрудников на тех землях, которые дали. Дескать, земля наша, стройматериалы - свои, поэтому жилье получится чуть ли не бесплатным. А сколько этого жилья получится? Как на тех же землях разместить еще и спортивную базу? И как загнать студентов на эту спортбазу, если она все же действительно появится? На все эти вопросы ответов нет. Ясные предложения из программы И. Хуснутдинова - повысить роль общественных организаций в жизни КГТУ; реализовать концепцию жилищной политики КГТУ; обеспечить достойную заработную плату всем категориям работающих - вдребезги разбивают пустые славословия Г. Дьяконова в области социальной политики будущего ректора.

Быть или не быть?

Пространными рассуждениями по всем аспектам деятельности будущего ректора Дьяконов и Абдуллин стараются "замылить" главный тезис "внесистемного" кандидата: тезис о будущей форме собственности. И. Хуснутдинов же недвусмысленно предлагает сохранить университет в качестве государственного вуза. Так как его преобразование в АОУ может стать первым шагом к приватизации вуза, причем по частям, путем расчленения его на прибыльные и убыточные структуры. Прибыльные приватизируются, а убыточные будут влачить жалкое существование, если, конечно, не исчезнут вовсе.

Г.С. Дьяконов не может идти против позиции своего отца, объявившего на собрании в Институте нефти и химии, что вопрос о преобразовании КГТУ (КХТИ) в автономное образовательное учреждение практически решен и даже согласован с президентом РТ М.Ш. Шаймиевым. Сам же С.Г. Дьяконов при этом намерен стать главой попечительского совета будущего АОУ и таким образом сохранить фактический контроль над всеми происходящими в нем процессами. Герман Сергеевич пытается успокоить встревоженную публику рассказами о том, что приватизирована может быть только та собственность, которая будет создана самим АОУ. Лукавит тут уважаемый претендент. И сам же себя опровергает, рассказывая, что попытки отколоть от университета и приватизировать "Союзхимпромпроект" уже были. Но команде удалось эти наезды отбить. Ну еще бы! Как можно отдавать кому-то такой лакомый кусок?

И. Абдуллин же всегда говорит о том, что судьбоносное решение будет приниматься ученым советом университета с учетом мнения коллектива. Правда, на расширенном заседании ученого совета Института полимеров с ним случилось то, что называется "оговоркой по Фрейду". Он сказал буквально следующее: "Ученый совет будет принимать решение - остаться частным или остаться автономным образовательным учреждением". То есть у него уже и в подсознании не осталось места для государственного статуса университета.

Так что на выборах 21 июня сотрудники университета будут выбирать не ректора, а свою судьбу.

P.S. А предводитель, между прочим, ощущая шаткость позиций своего наследника, без всякого стеснения включил в арсенал борьбы пресловутый "административный ресурс". На собрание по выдвижению кандидатов в Институте нефти и газа нынешний ректор явился со всей своей проректорской свитой и откровенно запугивал присутствующих последствиями "неправильного" голосования. На финише же избирательной кампании С.Г. Дьяконов перешел к тактике индивидуальной работы с влиятельными представителями электората. Приглашает по одному к себе в кабинет и проводит "воспитательную работу". В политике этот прием работает практически безотказно. В научной же среде он порой дает сбои и вызывает реакцию прямо противоположную желаемой.

Марат ЗАДОРНОВ.