Вечерняя Казань / № 96 (3454) / Культура / Покой ей только снится

Железная леди

Покой ей только снится

Хормейстеру Нурие Джураевой посвятили на прошлой неделе оперу Бизе "Кармен" солисты, хор и оркестр театра им. Мусы Джалиля. В честь "железной леди", как за глаза называют Нурию Гарифовну в театре, петь в спектакле пригласили ее любимых вокалистов - Анжелину Швачку, Ахмеда Агади, Юрия Ившина, Татьяну Богачеву...

В тот вечер я так и не увидела знаменитый финал оперы. Когда в порыве ревности и отчаяния Дон Хозе убивал Кармен, смотрела за кулисами не на сцену, а как Джураева дирижировала не видимым публике хором. Оторваться от этого зрелища было невозможно: миниатюрная женщина "общалась" со своим коллективом не только при помощи понятных и властных жестов - она подбадривала хор, "выжимая" из него необходимые краски звучания и артистичными подмигиваниями, и энергичным маршем на месте...

Уже по окончании спектакля Джураева мне призналась: "Я потрясена. Все так старались - вот как на премьере! Получить такой шикарный творческий подарок к своему семидесятилетию - это счастье!".

Как истинный профессионал, она умеет не зависеть от наград - наверняка именно поэтому, а не только от волнения, Нурия Гарифовна далеко не сразу вспомнила, что в честь юбилея ей вручили медаль Республики Татарстан "За доблестный труд".

Она возглавила хор оперного театра в 1985 году и в рекордно короткий срок превратила разболтанный коллектив провинциального уровня в гордость театра им. Мусы Джалиля. Сейчас можно взять любую рецензию на спектакли казанской оперы, опубликованную в европейской прессе с конца восьмидесятых годов прошлого века, и убедиться, что почти в каждой критик неизменно хвалит хор.

Действует Джураева, конечно, жестко. Каждую репетицию с хором начинает с особых вокальных упражнений, после каждого спектакля проводит детальный анализ исполнения, а перед каждой премьерой устраивает конкурсные прослушивания: все артисты хора, а их более восьмидесяти, сдают ей, как на экзамене, свои партии. Пройти конкурс на участие в премьерном спектакле или в спектаклях гастрольного тура могут не все. Найти с Джураевой общий язык всегда удается только фанатично преданным профессии артистам хора. Всех других она считает неперспективными и сравнивает их с сорняками, которые мешают расти другим.

Принципиальная, ответственная, энергичная. Признаться, в начале нынешнего сезона мне показалась странной информация, что Нурия Гарифовна решила покинуть пост главного хормейстера театра им. Мусы Джалиля.

- Я просто устала, - объяснила мне Джураева. - Из театра никуда не ухожу, любимую профессию не предаю - остаюсь просто хормейстером театра. Быть главным хормейстером - это ведь колоссальная ответственность, а мне уже семьдесят, и я хочу вести более спокойную жизнь.

Нурия Гарифовна лукавит: только стала "простым" хормейстером, как ее тут же пригласили на мастер-классы два ведущих оперных театра Казахстана - из Алма-Аты и Астаны. Она уже побывала в Астане, теперь готовится к поездке в Алма-Ату, где будет готовить с хором театра большую концертную программу и премьеру оперы Верди "Аида". А с артистами хора родного театра имени Джалиля она по-прежнему репетирует сейчас львиную долю спектаклей репертуара и новую программу из произведений Шамиля Тимербулатова - этот проект наш хор представит с маэстро Фуатом Мансуровым в сентябре.

Айсылу КАДЫРОВА