Вечерняя Казань / № 111 (3469) / Горячие материалы / Скрытая угроза на пороге дома
Дверь под напряжением
Скрытая угроза на пороге дома
Во вторник около десяти утра тринадцатилетняя Ира Сорокина нажала кнопку домофона на двери подъезда дома №2 по улице Пржевальского, где живет ее бабушка, и получила удар током. Разряд в 220 вольт убил девочку на месте. Подъезд этот три года назад попал под городскую целевую программу "Дверь" - тогда и был установлен погубивший Иру домофон.
|
Следователь говорит, что теперь предстоит установить лиц, которые допустили роковую ошибку при монтаже домофона. По информации комитета благоустройства и ЖКХ, в июле 2004 года городской департамент строительства и ЖКХ разработал целевую программу "Дверь" - чтобы к 1000-летию Казани обеспечить чистоту и порядок в подъездах жилых домов. На реализацию программы было выделено 60 млн. рублей. А чтобы использовать деньги максимально эффективно, департамент объявил тендер на установку дверей. В конкурсе участвовали восемь фирм, и выиграли его не казанцы, а тольяттинское ООО "Волга Интерком". Замначальника департамента ЖКХ Владимир Новиков рассказывал тогда журналистам, что "Волга Интерком" победила в конкурсе благодаря опыту работы и высокому профессиональному уровню работников.
Став генеральным подрядчиком, "Волга Интерком" взялась поставить к 1000-летию Казани железные двери с домофонами в 10 тысячах подъездов муниципальных домов. Одна такая дверь обошлась городскому бюджету примерно в 12,2 тыс. руб. Еще по 300 и более рублей с квартиры (чем больше в подъезде квартир, тем меньше сумма) заплатили жильцы, поскольку выделенных департаментом средств на установку домофонов оказалось недостаточно... А вскоре программа "Дверь" как-то негромко завершилась - деньги кончились.
Прошло три года. В небытии успели раствориться не только фирмы, которым было доверено реализовать программу, но и департамент ЖКХ. К тому же, по данным городского комитета ЖКХ, пришедшего на смену департаменту ЖКХ, двери и домофоны в доме №2 по улице Пржевальского ставила одна фирма, разводку кабелей к квартирам внутри подъезда осуществляла другая, а эксплуатирует домофоны третья. И только третья, эксплуатационная контора "Спецмонтажсервис" - единственная "живая" из трех имеющих отношение к трагедии фирм. Замдиректора Сергей Тощев сказал корреспонденту "ВК", что он, инженер-электронщик, в шоке от случившегося, поскольку домофон, установленный в злополучном подъезде на Пржевальского, считается одним из самых безопасных и что сейчас фирма спешно проверяет состояние проводки во всех остальных обслуживаемых ею домофонах. А еще он дал понять, что при существующей системе даже эти меры стопроцентных гарантий безопасности не дадут:
- В СССР такие устройства поставлялись со схемами, описаниями, а сейчас это - коммерческая тайна. У нас на них нет никакой документации - только договор с райжилуправлением и акт передачи, где перечислены адреса, по которым мы обслуживаем домофоны. Заранее узнать о неисправности оборудования в таких условиях просто нереально.
А координат "Волги Интеркома", равно как и загадочной фирмы, занимавшейся при монтаже домофонов электропроводкой, в комитете благоустройства и ЖКХ нет. Интересная штука получается: теоретически три года службы для качественных двери и домофона - не срок, а спросить за отсутствие качества спустя эти самые три года уже не с кого.
Мало того. Как сказали корреспонденту "ВК" в пресс-службе горисполкома, сейчас в управляющих компаниях, и в первую очередь в ставшем недавно частной УК райжилуправлении Авиастроительного района, спешно ищут документацию на двери и домофоны, установленные по программе "Дверь". Но не факт, что найдут: еще в советские времена документация в жилконторах имела тенденцию бесследно теряться, а в последние годы утрате чертежей и актов сильно поспособствовала бесконечная смена вывесок этих самых жилконтор. Причем, меняя вывеску, новые конторы не становились правопреемниками старых, так что тщательной передачей документации их руководители, естественно, себя не напрягали... Без документов же выяснить, кто принял работу у исполнителей, прибивших гвоздями друг к другу два электрокабеля, практически невозможно.
А ведь с отступлением от нормативных требований были выполнены не только эти работы. Сергей Тощев рассказал мне, что электропроводка в подъезде была проведена под штукатуркой практически без отступления от стыка стены с балкой, что толщина слоя штукатурки явно меньше, чем требует ГОСТ, а значит, особенно в условиях высокой влажности, может не обеспечить необходимую изоляцию. А сколько еще всего сделано не по ГОСТам в наших домах и чем это грозит - один бог знает. Так что относительной гарантией безопасности жильцов могут служить разве что защитная каска и диэлектрические перчатки, которые, видимо, следует надевать при входе в подъезд.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Инна СЕРОВА