Вечерняя Казань / № 126 (3484) / Горячие материалы / Татарстанский ответ холмогорской корове

Наука и жизнь

Татарстанский ответ холмогорской корове

Выведенный в Татарстане и уже запатентованный "новый тип молочного скота... не имеет аналогов в России и в мире". Создатели этого типа внесены в список соискателей Госпремии РТ в области науки и техники 2007 года - это, считай, самое малое, чем может отметить родина такой выдающийся успех. Родина могла бы отметить их таким образом еще в прошлом году, да помешал один человек.

И вроде Амсар Фазульзянов не враг прогресса, а совсем наоборот: доктор сельхознаук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный зоотехник РТ. Да и вообще он миролюбивый интеллигент, хотя и личный друг самого знаменитого в истории оружейника Михаила Калашникова (тот у него много раз гостил в Казани). А вот, нате вам, встал грудью, не желает допускать "нового татарстанского типа" в науку...

Но пора уже познакомиться с этим "новым типом". Он у нас не из пробирки взялся, а согласно описанию коллектива авторов выведен от исходной породы - холмогорской - путем улучшения ее голштинской породой вплоть до победного конца.

Вообще-то голштинская порода в истории России хорошо известна не только в коровьем поголовье. Голштинца Петра III в свое время привлекли к улучшению императорской породы - получился Павел I, сомнительный пример улучшения... Но у пород крупных рогатых с голштинами свои проблемы.

- В 90-е годы прошлого века у голштинов, которые у нас являются улучшателями, обнаружена мутация, - объясняет Амсар Фазульзянов. - Она получила название БЛАД-синдрома (английское blood - кровь, читается как "блад". - М.Ю.). Это наследственное заболевание, первичный иммунодефицит, по существу - коровий СПИД! Телята с БЛАД-синдромом отстают в росте, имеют шаткость зубов, тусклую, взъерошенную шерсть... Большинство из них погибают в 4 - 5-месячном возрасте от кишечных и легочных инфекций.

Такая мутация выявлена в линиях знаменитых быков-голштинов Чифа и Элевейшна. А в хозяйствах Татарстана до 28 процентов производителей (?) - потомки именно этих линий, утверждает Фазульзянов и высказывает научную гипотезу:

- Именно это и является одной из главных причин высокой смертности новорожденных телят в Татарстане. А соискатели Госпремии РТ, наоборот, расхваливают линии Чифа и Элевейшна и предлагают их максимально использовать при крупномасштабной селекции молочного скота!

Но ведь не всем же телятам на роду написано в младенчестве пасть шаткозубой и взъерошенной жертвой зловредной генетики. Те, кто выживает всем кишечным и легочным смертям назло, и представляют собой, по мнению соискателей Госпремии, "животных нового типа".

Каков же он, этот новый татарстанский тип? Этот тип - хоть куда: "имеет нежно-плотную конституцию и характеризуется правильным экстерьером". Таз у него, любовно описывают авторы-создатели, "прямой и хорошо развит", конечности - "правильно поставлены", и копыта к этим конечностям не абы как приспособлены, а "имеют желательный уклон - 43,8 градуса".

Хорош! Конституция одна чего стоит - нежно-плотная, в полном соответствии со сложными требованиями текущего политического момента, развитие таза соответствует задаче повышения рождаемости, а своими правильно поставленными конечностями новый татарстанский тип, конечно, ни на градус не уклонится от дороги в светлое завтра...

- А по моим наблюдениям, - говорит Амсар Фазульзянов, - сегодня даже в группе одной доярки можно наблюдать полный набор экстерьерных недостатков, какие только бывают у крупного рогатого скота. У многих коров наблюдается провислость спины, свислость или, наоборот, приподнятость зада, а вымя животных, даже в передовых хозяйствах, не отвечает требованиям машинного доения...

Авторы породы, продолжает Фазульзянов, не освещают обеспеченность кормами, структуру, полноценность, сбалансированность рациона - т.е. вопросы кормления субъектов нового татарстанского типа.

Хотя чего тут освещать, когда давно известно: чтобы корова меньше ела и при этом больше доилась, ее нужно меньше кормить и больше доить. Кстати, о дойке: Фазульзянов напоминает, что средний удой с одной коровы в Европе - 5,4 тыс. кг молока, в США - 8,4 тыс. кг, в Израиле - 10,4 тыс., а в Татарстане в среднем - 3,7 тыс. кг...

Словом, новый татарстанский тип живет недолгой, но разнообразной жизнью. Его среднестатистический представитель большую часть жизни подвергается доению, хотя и не очень-то к тому пригоден. Заканчивает же бедолага свою жизнь (по данным Фазульзянова, всего после 2 - 3 отелов, т.е. не успев достигнуть максимальной молокоотдачи) уже в качестве "КРС мясного направления". Ведь, как утверждает г-н Фазульзянов, в Татарстане крупный рогатый скот специально на мясо практически не разводится и около 90 процентов говядины получается от забоя молочных коров.

Впрочем, и до забоя нужно еще дожить. Ведь в Татарстане только в 2006 году, по официальным данным, пало свыше 30 тыс. голов КРС. Это, говорит ученый, было равнозначно потере всего коровьего поголовья Апастовского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Менделеевского, Тетюшского, Черемшанского и Ютазинского районов...

Только порода здесь, говорит заслуженный зоотехник, ни при чем: "Породы такой нет, одно вранье". Это он сгоряча - конечно, не одно вранье, а еще и соображения престижа. А еще - грамотное составление заявки на авторское свидетельство: в число авторов не забыли включить министра сельского хозяйства РТ.

Марина ЮДКЕВИЧ