Вечерняя Казань / № 136 (3494) / Проблемы экологии / Буренка - лучший контролер

Осадок остался

Буренка - лучший контролер

Питьевая вода в Татарстане хорошая, но пить ее следует осторожно - вот главная мысль, которую удалось успешно донести до журналистов главному специалисту-эксперту управления Роспотребнадзора по РТ Альберту Валееву.

Хороша, в частности, программа "Питьевая вода". Она официально действовала в республике с 1999-го по 2003 год, а к 2006-му была выполнена, по словам г-на Валеева, "на 30 - 40, а в отдельных местах - и на 50 процентов. Это хороший показатель". В натуре же наша питьевая вода хороша в основном тем, что бракуется на 1 процент меньше, чем в среднем по Поволжскому округу, и на 5 процентов меньше, чем в среднем по России.

Рассказ о питьевой воде Татарстана эксперт Роспотребнадзора начал издалека - с Агрыза и Уруссу. За тамошних обитателей наконец можно порадоваться - там налажено цивилизованное водоснабжение. Уруссинцы уже не бегут по утрам с ведрами к водовозке, агрызцы тоже довольны: вода из того источника, из которого до недавнего времени снабжался городской водопровод, теперь бежит в вагонное депо - там она не в состоянии принести столько вреда, хотя паровозы, конечно, тоже жалко.

Однако по мере приближения к Казани источник оптимизма пересыхает. Большинство столичных районов снабжаются от Волжского водозабора, а близ берега Волги много чего находится, например, Свияжский мясокомбинат. Сбросы оттуда поступают в реку практически без очистки, сказал Альберт Валеев, а мы эту водичку пьем.

- Я, конечно, не пугаю людей, - спохватился эксперт, - но...

И напомнил, что водозабор строился еще в печальной памяти 1937 году и "качество очистки не соответствует современным требованиям". Современные же требования - очистка озонированием или углеванием - "это слишком дорогое удовольствие для Казани".

Кажется, только и остается, что пить бутилированную воду. Альберт Валеев признался, что сам так и делает. Все-таки эта вода перед тем, как оказаться в продаже, отстаивается и подвергается разным видам контроля - биохимического, бактериологического... Но вода - она, как известно, дырочку найдет...

- Позвонила нам как-то бабушка наблюдательная, - рассказал эксперт, - говорит, к роднику (а мы знаем этот источник, там вода нестабильна, иногда ее пить нельзя, мы тогда аншлаг вывешиваем) подъехал "Москвич"-"каблук", люди 50 бутылей воды набрали и уехали.

Не иначе как предполагая, что и эти 50 бутылей могли оказаться в продаже, г-н Валеев печально констатировал: "От честности сотрудников в службах доставки воды многое зависит...".

Всего в Татарстане, сообщил Альберт Валеев, около 40 заводов по производству бутилированной питьевой воды. На вопрос "ВК" о показателях выбраковки воды, приготовленной к продаже на этих заводах, сотрудник управления Роспотребнадзора не смог дать количественного определения, а смог - лишь надежду:

- Если у нас вода не прошла по контрольным показателям, они ее должны выливать.

- А кто проверяет, куда ее выливают - в канализацию или в бутылки?

- Все зависит от руководства этих цехов, - повторил эксперт.

Он осторожно пригубил из стоящего на столе стакана, содержимое которого составляла (название опускаем в целях противодействия коррупции и скрытой рекламе) минеральная вода, добываемая с начала прошлого века в Татарстане. Проба, очевидно, вернула эксперту оптимизм, и он с воодушевлением рассказал:

- Эта вода имеет свою легенду. В XIX веке один ученый работал... ну, не важно, где, а какая наблюдательность была у людей! Он заметил, что скот пасся на одном берегу речки, а пить ходил на другой берег, к маленькому озеру. Удивился: почему? Отправил эту воду, из озерца, в Санкт-Петербург, и выяснилось, что это минеральная вода. Лечебная, вот эта самая!

Словом, отправляясь покупать воду, лучше всего иметь с собой корову: они хороший продукт сердцем чуют.

Марина ЮДКЕВИЧ