Вечерняя Казань / № 162 (3520) / Горячие материалы / "Цементный кризис" грозит перерасти в строительный коллапс
Дефицит
"Цементный кризис" грозит перерасти в строительный коллапс
Вчера глава Минрегионразвития РФ Дмитрий Козак отозвал из правительства стратегию массового строительства жилья. На переработку. Что именно в ней подлежит переработке, пока неизвестно. Но можно предположить, что одной из причин этого мог стать охвативший Россию "цементный кризис". Нехватка цемента и непрекращающийся рост цен на стратегический строительный материал способны обрушить любую госпрограмму. Вот и Татарстан со своим национальным проектом "Жилье" оказался в очень сложной ситуации.
![]() |
- Ой, что ж это делается?! Пять кило цемента семьдесят рублей стоят, - пожаловалась соседка-пенсионерка, затеявшая более чем скромный ремонт и вконец обанкротившаяся на полдороге.
На самом деле ей еще повезло. Подумаешь, ремонт... Квартира-то у нее есть. Дорогой цемент или дешевый - никуда она, построенная тридцать лет назад, не денется. А вот мой знакомый влип так влип: он недавно взял кредит и коттедж строить начал. Силы свои оценил трезво - на пятиэтажный особняк не замахивался. Не учел только вероятность "цементного кризиса" и прыть коммерсантов, которые мгновенно вздули цены. За лето цена цемента выросла более чем вдвое. В результате почти весь кредит застройщик ухнул в бетонный фундамент, а на сам коттедж денег практически не осталось. Теперь бедолага дает в газетах объявления: "Продается участок земли с фундаментом"...
Связанные одной цепью
С начала года цемент в Поволжье подорожал более чем в два раза. Дороже всего он стоит в Татарстане и Нижегородской области, где строят больше всего, а цементных заводов нет. У нас в республике тонна цемента в начале года стоила 2100 рублей, а сейчас доходит до 6 - 6,5 тысячи.
Строители обвиняют производителей в ценовом сговоре. На самом деле все не так просто.
Поволжье обеспечивают цементом заводы холдинга "Евроцемент Груп" ("Жигулевские стройматериалы" и "Ульяновскцемент"), "Мордовцемент" и три предприятия в Саратовской области - "Вольскцемент", "Коммунар" и WDB. Они производят в общей сложности 8 - 9 млн. тонн цемента в год. Потребности же региона, по самым скромным оценкам, составляют 15 млн. тонн в год. Значит, дефицит цемента действительно есть. А рынок есть рынок: спрос рождает не только предложение, но и высокие цены, если предложение не покрывает спрос. Тут и без сговора каждый постарается заработать по максимуму.
В то же время в строительство сегодня инвестируются не только частные, но и государственные деньги - вспомним, кстати, про нацпроект "Жилье". И было бы просто странно, если бы не нашлось желающих отхватить кусок посмачнее от государственного пирога. Таким образом, рост цен - это не только следствие дефицита, а еще и следствие стремления коммерсантов снять сливки с нацпроектов.
Выходит, дефицит цемента, рост цен на него и государственные строительные программы - звенья одной цепи. Замкнутой.
Регулировать нельзя не регулировать
Смелое предложение разорвать эту опасную цепочку волевым решением сделал еще в сентябре председатель рескома профсоюза работников строительства и промстройматериалов Рифкат Каримуллин. Он послал письмо премьер-министру РФ, в котором предложил ввести государственное регулирование цен на цемент: "Государство должно было... лишить права управлять хозяев-цементопроизводителей... Срочное вмешательство крайне необходимо в виде прямых дотаций или инвестиций..." Но вряд ли вливания из государственного кармана спасут потребителей цемента. Ведь искушение отжать как можно больше из казны снижению цен на дотируемый продукт мало способствует.
А вот в чем, безусловно, Рифкат Каримуллин прав - что рост цен на стройматериалы бьет по карману не только потребителей строительной продукции, но и самих строителей. И крепче всего рядовых. Потому что, отстегнув на цемент, бетон и прочие стройматериалы, цена которых зависит от цены цемента, подрядчик неминуемо сэкономит на зарплате.
За морем телушка
В поисках цемента строители обращают взоры на восток. В Татарстан начали завозить цемент аж из Китая. Он даже с учетом таможенных расходов и доставки стоит вдвое дешевле, чем цемент от российских поставщиков - 3 - 3,5 тысячи руб. за тонну.
Однако строители неофициально высказывают сомнения в качестве китайского цемента. Впрочем, в лаборатории Главтатстроя китайский цемент испытывали и заключение на него дали вполне удовлетворительное. Вроде бы планируют в Татарстан завозить и турецкий цемент... Но замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Андрей Ясько заявил корреспонденту "ВК":
- Что касается материала, производимого за рубежом, я не могу однозначно сказать, что все поставки не удовлетворяют заявляемому качеству, хотя факты такие имеются. Высокие затраты на транспортировку цемента и ограниченный срок его хранения делают возможность такого решения также проблематичным.
Мы свой, мы новый завод построим?
В августе на коллегии минстроя его глава Марат Хуснуллин заявил, что проблему нехватки цемента можно решить, построив цементные заводы на территории республики. Мощностью 1 млн. тонн цемента в год - в Дрожжановском районе, где вроде бы есть некоторые запасы сырья. Мощностью 300 тыс. тонн в год на привозном клинкере (кто не знает, клинкер - это главный компонент цемента, получаемый обжигом смеси гипса, известняка и глины) с применением местных добавок - в Северо-Западном экономическом районе. Но это - планы на отдаленное будущее, которые при ближайшем рассмотрении выглядят весьма зыбкими.
- Строительство завода является экономически целесообразным, если его производительность будет не менее 1 миллиона тонн цемента в год, причем сырья должно хватить минимум на 30 лет его работы, - говорит Андрей Ясько. - К сожалению, в нашей республике нет таких крупных разведанных месторождений сырья. Я считаю, что в ближайшие несколько лет завод по производству цемента на территории республики вряд ли будет построен. Вместе с тем сегодня рассматриваются и альтернативные варианты: имеются предложения по строительству мини-заводов, однако технологии по ним пока не апробированы. Некоторые инвесторы рассматривают возможность производства цемента на основе привозного цементного клинкера, который является полуфабрикатом цемента. У этого решения есть один существенный минус - производитель жестко ставит себя в зависимость от поставщика клинкера.
* * *
Когда у проблемы нет быстрого решения, ищут крайних. Мэр Москвы Юрий Лужков объявил, что в связи с ростом цен на цемент и, как следствие, на жилье, он намерен обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Чтобы ФАС приструнила поставщиков.
- Ситуация, которая сегодня возникла на рынке с цементом, является результатом серьезных недоработок государственных структур, в обязанности которых входит антимонопольное регулирование, - считает и Андрей Ясько. - Сегодня предпринимаются реальные попытки решить этот вопрос. Я знаю, что в некоторых соседних регионах готовятся к строительству новых производств. Это граничащие с Татарстаном регионы, которые имеют достаточные сырьевые запасы для рентабельной работы цементного завода.
Похоже, вся надежда - на соседей?..
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Инна СЕРОВА