Вечерняя Казань / № 199 (3557) / Горячие материалы / Самый настоящий мост

Юбилей

Самый настоящий мост

Каких только мостов не было на Булаке за долгую историю Казани: в начале XIX века здесь ближе к Кремлю даже подъемный мост - и такой был! И только каменных мостов на Булаке до 1907 года не было, все - деревянные. Теперь же этот первый каменный - Лебедевский - мост остается единственным "настоящим": от остальных исторических мостов осталось разве что место их установки, а сами-то они давным-давно перестроены в соответствии с более современными технологиями, и даже имена у них не те. А вот Лебедевский дожил до своего столетия, сохранился и сохранил память о том, кому он обязан больше, чем именем.

...В середине XIX века Булак был заметно длиннее, чем сейчас (век спустя в связи со строительством Куйбышевского водохранилища часть протоки у Кремля была засыпана - опасались, что поднявшаяся вода, попав в устье Булака, подтопит часть города). И были через него перекинуты семь деревянных мостов. Был мост Татарский, или Евангелистский (Евангелистской называлась нынешняя улица Татарстан), был Сенной (поскольку выходил к знаменитому Сенному базару), Дегтяринский, Романовский, Владимирский (вел к Владимирскому собору), Кремлевский (он и был подъемным, да сгорел в 1815 году)...

А вот название пятого по порядку деревянного моста, который находился между Романовским и Владимирским - оно стерлось из памяти казанцев. Зато в историю Казани прочно вошел каменный, выстроенный на его месте - Лебедевский.

Дворянин, выпускник Казанского императорского университета Александр Лебедев был в конце позапрошлого века в Казани весьма известной персоной, полностью соответствующей духу времени. Почетный мировой судья, председатель попечительского комитета о бедных, почетный попечитель Казанского реального училища... А с 1899-го по 1903 год Лебедев был казанским городским головой.

Статус городского головы (председателя городской думы), между прочим, до забавного схож с нынешним статусом мэра. Должность эта была выборная, но выбирали городского голову и в конце XIX века так же, как и нынче: не всенародным голосованием, а голосами членов городской думы.

Так вот, Александр Лебедев, когда его мэрский срок уже приближался к концу, приступил к реализации давнишней идеи: решил он возвести на Булаке долговечный мост - каменный. Ведь от деревянных в городском хозяйстве - сплошные неприятности для бюджета в виде постоянных расходов на текущий ремонт. Оно, конечно, может быть, что и мысль об увековечении памяти о своем управлении городом не совсем была чужда видному общественному деятелю... Но так или иначе, а модернизация городскому хозяйству требовалась - факт. Коллеги по городской думе, поскрипев, внесли соответствующую строчку в бюджет, и в 1903 году строительство каменного моста началось.

Сто лет спустя

Ну а дальнейшая история каменного моста на Булаке может служить выразительной иллюстрацией как того, что в России за последний век ничего не изменилось, так и того, насколько все изменилось.

Может, смета изначально была мала, может, подрядчики, по всегдашнему российскому обыкновению, намудрили с ценами, а может, дело было в том, что Александр Александрович, перестав быть городским головой, утратил способность влиять на бюджет... А только строительство супермоста, поглотив все средства, запланированные в бюджете на ремонт всех существующих деревянных мостов вместе взятых, - встало. Казенные средства кончились.

Ну и что же Лебедев?.. Бывший городской голова спустя четыре года после своего ухода с этого поста все-таки достроил мост. На свои деньги.

Неудивительно, словом, что первый каменный мост на Булаке стал и остается до сих пор Лебедевским. А в народе его называли еще "горбатым" - по его форме, а еще "мостом слез" - по содержанию: ведь наверняка жалко, рядили люди, было Лебедеву отдавать собственные деньги, а отдал - ничего не поделаешь, долг чести.

Борис МИЛИЦЫН.