Вечерняя Казань / № 202 (3560) / Правоохранение и криминал / Аты-баты, куда ушли солдаты

Из добровольцев - в дезертиры

Аты-баты, куда ушли солдаты

"Их отвели в баню и сказали: "На помывку - ровно шесть минут", а там в кранах - только холодная вода! Оттуда-то, из бани, внук с товарищем, не надевая шинелей, сбежали. Не знаю, зачем он это сделал - ведь так хотел служить, аж подпрыгивал от радости, когда пришла повестка", - рассказывает бабушка рядового Сарьянова. 18-летний Артур Сарьянов и его сверстник из Альметьевска Александр Шумилин самовольно оставили часть десять дней назад. С тех пор их ищут и военные, и родственники.

О случившемся семья Артура узнала 11 декабря, вечером. Позвонили из Ульяновского училища тыла: "Ваш сын совершил побег из армии, через два дня верните, иначе его ждет тюрьма". В 3.30 утра раздался звонок в дверь - пришли военные, но беглеца не нашли. По словам Анны Никитиной, бабушки Артура, в последний раз она видела внука 26 ноября на перроне Казанского вокзала: "Там некоторые призывники плакали, а он улыбался, надеялся, что попадет в ВДВ или спецназ, но из-за плохого зрения его туда не взяли".

Покинув ульяновское училище, Артур через три дня позвонил домой. Заявил: "Больше служить не пойду" и рассказал, как ему служилось. После этого родственники отправились в правозащитный центр, а затем написали заявление в военную прокуратуру Казанского гарнизона. В документе сообщается, что проблемы у призывников из Татарстана начались сразу по прибытии в Ульяновск, когда один из встречающих заявил: "Казанские? Ну все, вешайтесь!".

И началось: отъем наличных денег, удары по почкам, затягивание ремней на поясе - так, чтоб солдаты едва могли дышать. "Воспитание", если верить беглецу, продолжалось даже ночью: один закашляется в подушку - объявляли подъем всей роте. Но все это, - считает Артур, - вполне можно было вытерпеть, если бы не сердце. Оно и до армии покалывало, а тут прихватило во время кросса - да так, что упал и потерял сознание... Очнулся - обливают водой и бьют по лицу скрученными полотенцами. Отлежался - сказали: "Продолжай бег", и лишь когда снова упал - отправили в санчасть.

Медики дали солдату таблетку нитроглицерина, выписали освобождение от физических занятий на две недели и выставили за дверь. Сарьянов говорит: когда показал справку сержантам, те завели его в каптерку и заставили отжиматься. Когда боль в сердце стихла, Артур задумался: сослуживцы рассказывали, что недавно в училище от сердечного приступа один солдат уже умер...

Корреспонденту "ВК" удалось пообщаться по телефону с заместителем командира учебной роты, в которой служили Артур и Александр:

- Скажите, что произошло? Ребята ведь так хотели служить?

- Значит, теперь у них это желание пропало. И вообще, кому вы верите? Шумилин по приезде сразу заявил командиру: "Отпустите меня в отпуск, у меня умерла мать". Стали выяснять - никаких телеграмм парень не получал, связались с родственниками - те ничего понять не могут, говорят, мама умерла три года назад... А Сарьянов ваш просто слабохарактерный, повелся за рядовым Шумилиным, и они вместе сбежали...

- Мне бы внук врать ни за что не стал. Я, наоборот, думаю, что он еще чего-то недоговаривает, - обеспокоена Анна Никитина. - Он у нас такой: никогда не жалуется.

В военкомате Татарстана говорят: готовы провести предварительное дознание и, если факты неуставных отношений в ульяновском училище получат подтверждение, направить письмо в военную прокуратуру. Но для этого... нужны сами солдаты. Дескать, пока они будут прятаться, дело с мертвой точки не сдвинуть.

На днях Главная военная прокуратура страны распространила сообщение: за последние три месяца в правоохранительные органы добровольно явились более 1300 дезертиров, в отношении 370 из них обвинения были сняты. Согласно УК РФ солдат, самовольно оставивший часть, может быть освобожден от уголовной ответственности, "если такое деяние было совершено впервые и явилось следствием тяжелых обстоятельств"...

Ирина ПЛОТНИКОВА