Вечерняя Казань / № 13 (3579) / Экономика и цены / В нашу гавань заходили корабли

Проекты и прожекты

В нашу гавань заходили корабли

Самым авантюрным проектом подготовки Казани к 1000-летию оказался проект реконструкции речного порта. Здание вокзала уже почти три года на замке, а среди речников ходят слухи, что недавно его передали в федеральную собственность, но федералам, дескать, не до него. Сейчас облицованный сверкающей плиткой цвета электрик вокзал лишь напоминает о юбилейной лихорадке сдачи объектов, которые должны были впечатлить гостей города.

И как впечатлили... Туристы, прибывающие на круизных судах в Казань, не задерживаются в речном порту и не прогуливаются, как прежде, по привокзальной набережной, хотя с нее открывается великолепный вид на Волгу. А чего задерживаться и прогуливаться, если в жару укрыться негде, а захочешь поесть или попить, так, кроме перемячей, эчпочмаков и газировки, в киосках ничего не купишь. Возле пристани нет ни ресторанов, ни кафе, ни столовой. Да что там рестораны, туалет не сразу найдешь. Прошлым летом гостившие у меня родственники после путешествия по Волге справляли нужду в грязном платном биотуалете, установленном возле трамвайной остановки речного порта. Впечатления от убогой инфраструктуры главной набережной города у них остались надолго.

Теперь удобства во дворе оценивают пассажиры быстроходной амфибии на воздушной подушке "Марс-2000", которая в конце прошлого года открыла зимнюю навигацию на Волге. Дожидаются они рейса по маршруту Казань - Верхний Услон на улице. Да и сами речники ООО "Казанское речное пассажирское агентство", которые перевозят сейчас пассажиров на другой берег Волги и обратно, ютятся в не приспособленном для работы помещении - на старом судне, пришвартованном к причалу. Говорят, что на этом судне в прежние времена были бытовки ремонтников "омиков" и "метеоров", а теперь там кабинет директора Казанского речного пассажирского агентства.

А между тем речной порт был в числе приоритетных объектов 1000-летия столицы Татарстана, которые финансировались не только из республиканского, но и из федерального бюджета. Еще в 2003 году планы его реконструкции намечались грандиозные - гостей, которые прибудут на празднование юбилея города по Волге-матушке, решили не пугать стандартным советским конструктивизмом здания речного вокзала. Его задумали преобразить до неузнаваемости. Как говорили тогда речники, из того, что есть, можно сделать конфетку, если обновить фасад здания, чтобы он был неповторимым, и изменить планировку помещения, в котором пассажиры чувствовали себя не очень-то комфортно.

По замыслу руководства Татфлота, которое строило планы реконструкции к 1000-летию, на вокзале должно было быть все, что необходимо самому взыскательному гостю. И не только хорошая гостиница, банк, парикмахерская, телеграф, но и кафе, ресторан, казино. Весь комплекс услуг, которые принесут доход речному порту, собирались отдать предпринимателям. А премьер-министр Рустам Минниханов посоветовал речникам сделать еще красивой и набережную - с фонарями, скамейками, фонтаном. На привокзальной площади, а она должна была увеличиться на 400 с лишним квадратных метров, думали разбить парк, где можно было бы не только отдохнуть, но и перекусить, купить сувениры.

- Нужно только определить, выдержит ли фундамент здания, построенного на песчаном грунте, внутреннюю реконструкцию. Поэтому вначале предстоит провести геологические изыскания, - говорил в интервью "ВК" осенью 2003 года заместитель гендиректора Татфлота по пассажирским перевозкам Александр Бабурин.

Но к реконструкции приступили только в 2005-м. В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ рапортовали руководителю Федерального агентства морского и речного пароходства Вячеславу Рукше (побывавшему в мае 2005 года в Казани), что работа идет полным ходом, и заверяли - реконструкция речного вокзала будет завершена к 1000-летию. Казалось, что и в самом деле успеют к сроку. Внутри здания строители стали возводить межэтажные перекрытия, на месте демонтированных оконных рам устанавливать новые витражи. Однако обнадеживающие рапорты так и остались на словах, вокзал так и не открыли к юбилею.

А почему не открыли, об этом речники говорят разное. Одни утверждают, что мало выделили бюджетных денег на реконструкцию, другие винят строителей турецкой компании, которые на скорую руку делали ремонтные работы, в ходе чего якобы просел фундамент и по внутренним стенам поползли трещины. Называют еще одну причину консервации вокзала - в ОАО "Судоходная компания "Татфлот" (она тоже должна была вкладывать средства в реконструкцию) в конце 2004 года была введена процедура банкротства. В правительстве надеялись, что на финансовое оздоровление акционерного общества уйдет не так уж много времени. Но, как сообщили в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ, Татфлот до сих пор числится банкротом, а список кредиторов, которым он задолжал, - огромный. В общем, судоходной компании было не до реконструкции.

...В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ опровергли слухи о передаче речного вокзала в федеральную собственность. Как сказали в пресс-центре министерства, вокзал находится в собственности ОАО "Азимут" (оно занимается пассажирскими перевозками), которое собирается приступить к его реконструкции. Почему вокзал оказался вдруг у нового акционерного общества, объяснил заместитель руководителя исполкома Казани по земельным и имущественным отношениям Сергей Кондратьев, бывший арбитражный управляющий ОАО "Судоходная компания "Татфлот". По его словам, предприятие "Азимут" было создано на базе имущества Татфлота. А в ООО "Казанское речное пассажирское агентство" мечтают о строительстве своего небольшого вокзала на территории речного порта. Тем временем не за горами летняя навигация...

Фото Шамиля АБДЮШЕВА.

Валентина ПАХОМОВА