Вечерняя Казань / № 25 (3591) / Авто / Мото / А вы почему на вождение опоздали... подключиться?

Рули в Интернет

А вы почему на вождение опоздали... подключиться?

Подать заявку, заключить договор на обучение, изучить правила дорожного движения, сдать внутренний экзамен по теории вождения, подобрать инструктора по душе и заказать учебную машину к подъезду в удобное для себя время через Интернет... Все эти возможности заложены в уникальном для Татарстана проекте - интернет-автошкола, разработанном при содействии регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА).

Помню, как скучнело лицо шефа, когда я через день сообщала на планерке, что вынуждена уйти пораньше, поскольку на занятия в автошколу надо было приезжать к шести. А самой-то как золотого времени было жалко! Если бы кто-то тогда предложил альтернативу...

- Представляете, вы заходите на сайт автошколы по расписанию, в девять вечера у себя дома или в обеденный перерыв на работе, и не просто слушаете лекцию, а общаетесь с преподавателем, задаете вопросы, слышите ответы... - нарисовал мне картину на грани фантастики председатель ревизионной комиссии регионального отделения ВОА и один из авторов проекта Сергей Комиссаров. - А преподаватель сидит за компьютером у себя дома, не видит, но слышит всех, кто присутствует на лекции, видит, кто подключился, а кто "сбежал", не дослушав... И на следующем занятии интересуется: "Иванов, а почему это вы занятия пропускаете?".

Комиссаров пригласил нас с фотокором на квартиру к преподавателю теории. Рабочее место лектора - компьютерный стол, дополненный наглядным пособием - схемой участка дороги с изображением перекрестка, трамвайных путей, тротуаров, дорожной разметки и машинками и дорожными знаками, которые крепятся к схеме магнитами и позволяют "разыгрывать" разные дорожные ситуации. А к компьютеру преподавателя подсоединены микрофон и видеокамера - и все дела. Сайт пока еще находится в стадии разработки и в полную силу начнет действовать недели через две. Но Сергей вместе с нами вышел в "эфир" - по его просьбе на демонстрационную лекцию "пришли" несколько знакомых...

По окончании сеанса Комиссаров перешел к другим возможностям, предоставляемым интернет-автошколой:

- Вот вы как себе инструктора по вождению в автошколе выбирали? - поинтересовался он у меня.

- Как в лотерее. Нам на занятие двоих ваших тезок привели, представили: Сергей такой-то, Сергей такой-то. Я на одного посмотрела, на второго - и выбрала того, у которого глаза были добрее. Повезло: он на самом деле оказался очень терпеливым. А второй учил профессионально, но терпением и тактичностью, как вскоре выяснилось, не отличался.

- Ну вот, а тут на сайте есть раздел "инструкторы". Мы собираем сейчас резюме и координаты всех казанских инструкторов, имеющих соответствующие документы, а значит, право учить вождению. На сайте можно будет посмотреть фото, автомобиль, узнать о человеке многое - от стажа до вредных привычек, например, курит - не курит. И обязательно - мнение курсантов о нем.

А еще, добавил Комиссаров, за счет экономии на аренде учебных классов и пособиях учеба в интернет-автошколе обходится примерно вдвое дешевле, чем в обычной. Экономия, однако, учитывая, что выучиться на права сегодня в Казани стоит до 18 тысяч рублей...

Прикинув, сколько занятых и экономных людей выберет именно эту автошколу, я заинтересовалась ее "пропускной способностью".

- Да желающих, возможно, найдется не так и много. Дело в том, что мы волей-неволей пока нацелены на узкую аудиторию - тех, кто права получил, а машину не водил и утратил большую часть знаний и навыков. А тем, кто учится с нуля, в интернет-автошколу сегодня идти смысла нет, - ошарашил Комиссаров.

Ларчик открывается просто. С точки зрения закона сегодня автошколой признается только классическая школа. То есть с классами и классными журналами. Обучение должно вестись очно, так, чтобы проверяющие из минобраза или ГАИ могли в любой момент прийти на занятие и проверить, добросовестно ли их посещает значащийся в числе слушателей гражданин Иванов. И если Иванов напропускал лекций немерено, и таких прогульщиков в автошколе много, ее и прикрыть могут - за плохое качество обучения. А в интернет-школу проверяющим как ходить? То, что в ней преподаватель всех слушателей видит как на ладони, для чиновника не довод. Как и то, что человек, который действительно хочет чему-то научиться, пропускать занятия не станет, а качество обучения вождению легко обеспечить, если принципиально подходить к экзаменам.

В межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ОГИБДД УВД г. Казани корреспонденту "ВК" пояснили, что слушатели интернет-школы имеют право сдать экзамены на водительские права. Но не как слушатели автошколы, а экстерном. Что более хлопотно: экстерн в индивидуальном порядке подает в МРЭО заявление о приеме, ждет разрешения. А получив его и сдав экзамен, в отличие от слушателей традиционной школы получает не постоянное, а временное водительское удостоверение, которое на постоянное ему обменяют лишь спустя два месяца. И такой порядок, утверждают в МРЭО, установлен по всей России. Кроме того, экономии в таком случае не получится: за сдачу экзаменов экстерном полагается совершенно официально уплатить десять тысяч рублей. Добавляем стоимость учебы в дешевой интернет-автошколе - и получаем ту же сумму, что при обычном порядке обучения. А хлопот, выходит, больше...

В общем, хорошее начинание, похоже, нуждается в поддержке. Одна надежда - может, в нашей передовой по части многих гаишных дел республике кто-то из чиновников заинтересуется интернет-автошколой?

Инна СЕРОВА