Вечерняя Казань / № 35-36 (3601-3602) / Горячие материалы / "Мне - 95. Давайте сообразим что-нибудь шикарное..."

Аплодисменты...

"Мне - 95. Давайте сообразим что-нибудь шикарное..."

8 Марта - один из любимых праздников Софьи Ривкиной, концертмейстера балета театра им. Мусы Джалиля. Она привыкла считать его репетицией своего дня рождения, так как появилась на свет 12 марта. В этом году репетиция будет генеральной: Софье Семеновне исполняется 95 лет.

Пожалуй, сегодня Ривкина - единственная в театральной России, кто продолжает работать в столь почтенном возрасте. У нее, правда, особый график: приезжает в театр только один раз в неделю. Но ведь приезжает!

- Как же не приезжать? Без любимой работы я умру! - говорит Софья Семеновна. - Только вот теперь, когда после реконструкции театра балетные классы "загнали" на седьмой этаж и появились лифты, без сопровождения не могу добраться до своего рабочего места. Ужасно боюсь одна ездить в лифте! Приеду в театр и жду у служебного подъезда своих любимых балетных девочек и мальчиков. Вместе потом в лифт заходим...

Она родилась на Украине, в Чернигове. Потом семья переехала в Саратов, где юная Софочка брала уроки игры на фортепьяно "у частного профессора". Он, радуясь ее успехам, посоветовал непременно учиться дальше. И Ривкина поехала в Казань, поступила здесь в техникум искусств. Среди студентов, с которыми она дружила, были Фарид Яруллин, Назиб Жиганов. Автор балета "Шурале" Яруллин одно время даже считался кавалером Ривкиной.

- Он был такой талантливый! Приятно было, что я ему нравлюсь, но не более того. Он на балерине потом женился... Мы все горевали, когда пришла весть, что Яруллин погиб, освобождая в 1943 году от фашистов Вену. Через два года, в 45-м, в Казани впервые поставили его "Шурале". Кстати! Премьера состоялась 8 марта. Я тогда уже в театре работала. Была концертмейстером и оперы, и балета поначалу. Потом уже переключилась только на балет, который обожаю...

Сейчас она уже не помогает на репетициях спектаклей - аккомпанирует только на балетных уроках. Миниатюрная и хрупкая, заметно преображается, садясь за пианино: играет (собственные, кстати, сочинения) с какой-то молодецкой удалью.

- Однажды мне было неудобно сидеть за инструментом - стул низенький был. И я, помню, положила на него толстенный клавир "Демона" Рубинштейна, сама - сверху. Стало удобно, но высоковато: ноги до пола не достают. Ну и пусть, думаю, сижу, играю. Видимо, это ужасно смешно смотрелось со стороны. Один наш балетный товарищ прозвал меня тогда "юным Моцартом". Я как услышала, так хохотала, так хохотала! Лет десять назад это было...

Она дважды была замужем, родила четверых детей, двоих из них уже похоронила. Старший сын, служивший в оркестре у Натана Рахлина, давно живет с семьей в Израиле. Дочь Светлана - в Казани.

- Семья Светы и театр - это самое главное в моей жизни, сейчас особенно...

Спрашиваю у Ривкиной, как она себя чувствует в преддверии 95-летнего юбилея.

- Когда не думаю про юбилей, то замечательно себя чувствую, - отвечает Софья Семеновна. - Меня ужасает эта цифра - девяносто пять! Это что же получается, я - старуха?! Никогда не думала, что доживу до такого возраста. Специально ведь ничего для этого не делала, мне действительно нравилось и нравится вести здоровый образ жизни. Я не курила никогда, рано ложусь спать и рано встаю, умываюсь только холодной водой, ем всегда помалу и никогда - на ночь, потому что это некрасиво - быть тучной. Из напитков кофейком люблю себя побаловать, а перед обедом не отказываю себе в рюмочке коньяка. Если коньяка нет, водочку пью, это, по-моему, самые правильные напитки.

- А как юбилей свой праздновать будете?

- 12 марта - в кругу семьи, а 14 марта на работу в театр приеду. Что здесь будет кроме традиционного чаепития, пока не знаю. Но я уже сказала ребятам: "Мне 95. Давайте сообразим что-нибудь шикарное...".

Айсылу КАДЫРОВА