Вечерняя Казань / № 101 (3667) / Культура / "Свой" художник для галериста - это как Билан для Рудковской

Арт-рынок

"Свой" художник для галериста - это как Билан для Рудковской

Не ошибусь, если скажу, что супруги Максим Исмагилов и Марианна Романова - обладатели самых редких для Казани профессий. Они - арт-дилеры, владельцы галереи живописи "Double M Gallery". Еще и года не прошло со дня открытия их галереи, но семь интеллектуальных проектов "Double M Gallery" (среди которых выставка икон "Библейский сюжет", например, или экспериментальная экспозиция "Черное озеро") заставили даже авторитетных музейных работников признать, что на арт-поле Казани появились серьезные игроки.

Максим - выпускник Казанской банковской школы, продолжил обучение сначала в Лондоне, потом в Иерусалиме. Именно в Лондоне он начал серьезно интересоваться галерейным бизнесом. Марианна - дипломированный экономист и переводчик с английского, потомственный реставратор живописи (мама Марианны - Наталья Романова - известный в России реставратор станковой и темперной живописи).

Кстати сказать, в Казани немало художественных галерей, они работают либо по музейному принципу (организуют выставки), либо по принципу магазина (продают произведения искусства). Сочетать выставочную деятельность и продажи с продвижением карьеры художников, создавать партнерские отношения с частными коллекционерами искусства - на это первыми отважились Исмагилов и Романова.

- К нам ежедневно приходят от двух до пятнадцати художников, - рассказывает Марианна. - Бывают неоправданно амбициозные ("Я великий! Быстро продавайте мои работы!"), но бывают и адекватные. Если говорить откровенно, в Казани немало художников, чье творчество достойно быть известным и высоко котироваться во всем мире. Но ими никто не занимается, их карьеры стихийны. Получается, что даже в Москве никто из современных казанских художников не имеет широкой известности. И нередко случается, что их, не "подкованных" ни в юридических вопросах, ни в вопросах авторского права, обманывают самозванцы, обещая устроить выставку или продажу за рубежом. Задача нашей галереи - "раскрутить" казанских художников для начала на российском арт-рынке, сделать их имена брендами, словом - помочь им в их карьере. Я имею в виду организацию выставок, выпуск печатной продукции, участие в биеннале современного искусства, в международных художественных проектах, поиск спонсоров и меценатов...

- Но не всем же подряд вы хотите помогать?

- Нет, конечно, - отвечает Максим. - Сегодня мы остановились на тринадцати казанских художниках. Их и будем продвигать. Первые в наших планах - Ильгизар Хасанов, Олег Иванов, Ольга Сушкова и Анна Федорова. С ними мы работаем на контрактной основе. Знаете, многие не понимают ни механизма, ни культуры взаимоотношений художника и профессиональной галереи. Мне кажется, будет предельно понятно, если я проведу такую аналогию: "свой" художник для арт-дилера и галериста - это как Дима Билан для Яны Рудковской.

- В выборе "своего" художника вы ориентируетесь исключительно на свой вкус?

- Только на свой вкус. В нашей галерее экспонируются только те работы, которые "цепляют" нас с Марианной. Заниматься продвижением продукта, который не "цепляет", это непрофессионально. Делиться радостью и красотой - вот это профессионально! Мне сейчас трудно сформулировать лаконично, произведения каких художников - наш формат. Но я сразу могу сказать, что для нас - не формат. Это пейзажи с лошадками и мечетью Кул Шариф, веселенькие пейзажи с цветочками - словом все то, что можно увидеть и приобрести в любой другой галерее города, ассортимент которой подобран по принципу "полным-полна коробушка".

- Современная авторская живопись Казани - единственное направление вашей деятельности?

- Нет. Только в двух залах нашей галереи выставляются современные художники, а два других посвящены копийной живописи. Это копии шедевров, выполненные современными европейскими художниками, с которыми я знаком лично. И копии картин известных советских художников. Еще одно направление нашей деятельности - это работа с частными коллекционерами. Любая коллекция - это проект, который тоже можно и нужно "раскручивать".

- Насколько я знаю, в Казани не так много ценителей, а уж тем более покупателей такой, скажем так, интеллектуальной живописи, на которую вы делаете ставку. Не боитесь прогореть?

- Сейчас у нас задача - выжить. Это непросто, когда за тобой не стоит крупный банк, когда галерея - твой единственный, а не второстепенный бизнес. Но мы пытаемся. К нам приезжают ценители живописи из Москвы, Самары, нередко иностранцы приходят. Есть постоянные посетители и среди казанцев. Но большинство казанцев, честно скажу, непростая для галериста аудитория. И ситуацию с невостребованностью произведений искусства нужно менять. Что мы и пытаемся делать.

- Правда, что один из кошмарных снов всех галеристов, арт-дилеров и коллекционеров можно обозначить двумя словами: "Меня обокрали!"?

- Опасение, что украдут какой-то экспонат с выставки или из нашего собрания, есть и у нас. Да у всех оно есть! Но, во-первых, нас в нашей галерее - только двое работников, ни одного постороннего в деле нет. Во-вторых, мы не экономим на круглосуточной "живой" охране, страховке, видеонаблюдении и системе сигнализации...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА