Вечерняя Казань / № 105 (3671) / Культура / Люстра упала, или Как выйти замуж

После премьеры

Люстра упала, или Как выйти замуж

В Камаловском театре состоялась премьера спектакля "Люстра". Лирическую комедию Ильгиза Зайниева, отмеченную специальным призом на последнем конкурсе драматургов "Новая татарская пьеса", поставили режиссер Фарит Бикчантаев и художник Сергей Скоморохов.

На мой взгляд, новый спектакль не стал громким событием для театральной Казани. Он, конечно, пополнил богатый репертуар Камаловского, как может пополнить приличную библиотеку интеллектуала томик какого-нибудь незатейливого женского романа, который легко читается и сразу же забывается. "Люстра" с ее почти что сказочным сюжетом и попсовыми вокальными номерами (композитор - Руслан Абубакиров) наверняка будет нравиться зрителям, уважающим сериалы про любовь и выпуски телепередачи "Две звезды".

История, которую сочинил 21-летний Ильгиз Зайниев, трогательна в своей банальности. В новой квартире дважды разведенного, но так еще и не познавшего настоящей любви Марса (Ильтазар Мухамматгалиев) вдруг падает люстра. Это результат починки полов в квартире сверху, где живут авторитарная мама-инвалид Флера-ханум (Зульфира Зарипова) с дочкой-библиотекарем - старой девой Эльфой (Люция Хамитова). Соседи неминуемо знакомятся, а дальше Флера-ханум с мастерством первоклассной интриганки реализует свой план по выдаче единственной дочери замуж. За Марса.

"Люстру" облагораживают идеи постановщиков спектакля. К примеру, это закадровый текст автора, который читает, если я не ошибаюсь, Ренат Тазетдинов. С нескрываемой иронией он не только вводит зрителей в курс дела, но и изредка командует героями (повторяет реплику до тех пор, пока герой не проиллюстрирует ее действием). Этот забавный прием отдаленно напоминает то сатирический тележурнал "Фитиль", то бесподобную закадровую работу Андре Дюссолье в знаменитом фильме Жан-Пьера Жене "Амели".

Интересна сценография спектакля. Квартиры соседей выстроены не по вертикали, а почти что параллельно. Их разделяет узкий коридор с фрагментом лестничного пролета. Квартира Марса - светлая и необустроенная, как он сам. Жилище одиноких женщин - розовые обои, розовая мебель, розовые полы - воспринимается нелепым домиком Барби.

Актеры в "Люстре" играют предсказуемо и так, что возникает ощущение: их талант заметно превосходит предоставленный материал. Библиотекарша Эльфа у Люции Хамитовой - это такой гибрид очаровательной Кати из кинофильма "Вам и не снилось" и страдалицы Кати из "Не родись красивой", Марс Ильтазара Мухамматгалиева - скучный недотепа и потенциальный подкаблучник. Видимое наслаждение от роли получает, пожалуй, лишь Зульфира Зарипова. Ее темпераментная и громкоголосая Флера-ханум разъезжает на инвалидной коляске, как Шумахер на Ferrari: спасайся, кто может! Это женщина-командир, ее всегда слишком много. Падающая люстра по сравнению с такой бой-бабой - как лопнувший воздушный шарик по сравнению с пиротехническим шоу. Именно она, на мой взгляд, и стала главной героиней спектакля, который заслуживает иного названия - "Теща".

Айсылу КАДЫРОВА