Вечерняя Казань / № 108 (3674) / Горячие материалы / Минздрав беспокоят неудовлетворенные пациенты
Лекарство для больниц
Минздрав беспокоят неудовлетворенные пациенты
"Определимся так: очередь - это когда у регистратуры, кабинета врача или кабинета диагностики в ожидании врачебной услуги одновременно находятся четыре и более человека", - заявил в среду на коллегии Министерства здравоохранения РТ заместитель главы ведомства Анас Гильманов и призвал коллег бороться с этими очередями, а также с коррупцией в поликлиниках и больницах.
В зале Академии наук РТ собрались более трехсот врачей со всей республики. Столь представительный консилиум впервые обсуждает те болезни отрасли, которые в начале года диагностировал президент РТ в послании Госсовету. Готовясь к коллегии, чиновники минздрава провели всестороннее обследование нашего больного здравоохранения, вот только представить простую и действенную методику его лечения не смогли, выписав с трибуны несколько рецептов.
Согласно данным анкетирования пациентов двенадцати клиник, каждый третий больной, находясь в стационаре на бесплатном лечении, был вынужден покупать лекарства. В то же время 80 процентов опрошенных заявили, что качеством такого лечения удовлетворены и отметили профессионализм наших врачей (их доброжелательность упомянули лишь 60 процентов). Лишь один участник анкетирования признался, что ему приходилось оказывать материальную помощь медикам. На неудовлетворенность качеством услуг указал каждый пятый, и если проецировать спорные итоги этого анкетирования на ежегодный "пациентооборот", то недовольных медициной в республике - 160 тысяч.
Болезнь запущена
Замминистра здравоохранения РТ Анас Гильманов в своем докладе отметил необходимость "управления потоками и маршрутами движения пациентов". К примеру, сейчас 57 процентов всех визитов к врачам, включая плановые приемы, приходятся на понедельник и пятницу. Причем 60 процентов больных стремятся попасть на прием с 8 до 11 часов, но попадают... в очередь. На селе же и вовсе главным влияющим фактором на работу поликлиник является... расписание автобусов.
Как было заявлено на коллегии, только у РКБ по понедельникам выстраиваются до 500 человек и лишь 80 из них записываются на прием заранее, по телефону. Кстати, подобная запись сегодня возможна лишь в 22 районах Татарстана. В ответ на критику руководства, дескать, ни в одном районе нет предварительной записи по Интернету, врачи лишь посмеялись: "У нас самих Интернета нет!". Удивительно, что, говоря о причинах больничного хаоса, ни разу не упомянули оптимизацию. Будто не от нее многие беды нынешней медицины.
...3 июля, 7.50 утра, регистратура поликлиники РКБ. 150 жаждущих встречи с врачами, и народ продолжает прибывать. На вопрос корреспондента "ВК" о записи по телефону говорят, что при нынешней ситуации запись на время ожидания практически не влияет. Приходишь по записи и сидишь в коридоре в порядке живой очереди.
"Из дома выехали в три часа утра, здесь стоим второй час", - говорит, качая на руках девятимесячного сынишку, молодой отец из Бугульмы. У ребенка после выписки из роддома появились на лице темные пятна, местные врачи сказали: обращайтесь в Казань. В РКБ на прием к специалистам и анализы семья ездит вторую неделю. И каждое посещение клиники начинается в этой очереди - чтобы попасть внутрь, нужен талончик.
40-летняя Татьяна Николаевна из Зеленодольска, врач и пациентка в одном лице, возмущена: для таких, как она, беременных женщин, - отдельное окошко приема в регистратуре, да только место в нем пустует. Персонал объясняет: окошко не работает, потому что после дождя вышла из строя оргтехника, проблема устраняется. С очередями - сложнее: мощности поликлиники рассчитаны на 950 посещений в смену, а принимать приходится до полутора тысяч человек, говорит заместитель главного врача РКБ Айрат Хайруллов:
- Во-первых, 10 процентов больных обращаются к нам самостоятельно, без направлений, во-вторых, из-за отсутствия в районах ряда узких специалистов (невропатологов, отоларингологов, офтальмологов, эндокринологов) пациенты едут к нам, в-третьих, нагрузка резко возросла, после того как нам поручили обследование почти всех призывников республики. К тому же сотрудники медико-социальной экспертизы не принимают у больных документы на освидетельствование степени инвалидности без проведения обследования в РКБ. Данные ЦРБ их почему-то не устраивают. Как тут не быть очередям?!
Казанские медики сетуют на то, что коллеги в районных клиниках подчас работают не врачами, а диспетчерами - просто перенаправляют больных в республиканские учреждения, даже простейшие анализы не проводят. Может, экономят бюджетные средства? Вот если бы на каждом этапе обращения пациента врачи делали все возможное, очередей было бы меньше.
Системе нужен электронный стимулятор
Минздравом уже разрабатывается система единого диспетчерского центра, который мог бы связать все медицинские учреждения республики и сделать проще обмен информацией о перемещениях и диагнозах пациентов. А в республиканской офтальмологической больнице с очередями уже борются с помощью современных технологий. Работу каждого врача контролирует компьютер, подключенный к общей сети. Приходя в регистратуру, больной может ознакомиться с электронным расписанием любого специалиста в интересующий его день и подобрать удобное "окно".
В итоге у врача на своем мониторе представлена полная картина - когда пациентов ждать, с какими жалобами. В ходе осмотра в компьютер заносится информация о состоянии больного, туда же отправляются и результаты анализов, и никакой беготни с бумажками. Автоматизации процесса, естественно, поспособствовали дорогие операции, что проводит клиника. Ведь оборудование одного компьютерного места стоит сейчас около 50 тысяч рублей, а чтобы система работала, такие места должны быть в регистратуре, лабораториях, на выписке рецептов и у всех профильных врачей. Недавно средства на установку такого оборудования изыскали и в поликлинике Сабинского района. Говорят, работать стало легче.
Дополнительных средств на внедрение ноу-хау главврачам на коллегии не обещали, но потребовали менять подходы к работе. Тем, кто не хочет, намекнули: отсутствие порядка в отрасли способствует процветанию коррупции. По некоторым данным, размер взятки в поликлиниках и больницах республики может составлять от полутора тысяч до полутора миллионов рублей.
За что врачи незаконно берут деньги, рассказал первый замминистра здравоохранения РТ Адель Вафин: это лечение, установление группы инвалидности, получение лицензий, скоростное (без профосмотра) оформление медицинских книжек или внесение в официальный документ заведомо ложных сведений (актуально для призывников). В информации о пойманных за руку - деталей меньше. Лишь один материал служебной проверки в 2008 году был направлен в прокуратуру.
Показательных разоблачений и засад в кабинетах минздрав не планирует и впредь (специалистов не хватает, даже из стран СНГ приходится приглашать), но собирается установить для взяточников карьерный барьер - никаких повышений по службе в течение пяти лет.
Тех, кто ворует по-крупному, на внеконкурсном размещении госзаказов у одного-единственного поставщика, предупредили: эту позицию руководство минздрава планирует проверять каждые три месяца, благо директор Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер обещает регулярно поставлять списки учреждений - кандидатов в нарушители.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Ирина ПЛОТНИКОВА